Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Благослови их Господь на благие дела!
КАЗАЧЬЯ ДОЛЯ Древнейшие казачьи поселения на Днепре, Дону, на Тереке, на Урале (Яике) были устроены на земле, которая никому не принадлежала. Это широкая, 400-500 км, полоса степи, тянувшаяся от южных отрогов Уральского хребта и северных берегов Каспийского моря, с востока на запад, по северным берегам Азовского и Чёрного море до Карпатских гор. А на севере от этой полосы находились линии украинских городов, крепостей Московского государства. По этой равнине в течении многих веков разные кочевые народы из глубины Азии приходили в Европу. Ко времени образования казачьих поселений 15-16 века эта местность от Волги до Днестра носила название «Дикого поля». Казаки владели занятой ими землёй по праву владения-захвата и справедливо считали, что она им не пожалована Московскими царями или Российскими императорами, а завоёвана казачьей кровью и закреплена казачьими могилами. Жизнь в приграничной полосе подвергала казака постоянной опасности со стороны соседей-кочевников, что вызывало необходимость всегдашней готовности к отражению неприятельских нападений. Жизнь полная опасностей, вырабатывала людей с сильным характером, личной неустрашимостью, выносливостью: вырабатывала в них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение защищать и отстаивать свою жизнь, свои права и имущество. Среди казаков царило полное равенство и на руководящие посты выдвигались и выбирались отличившиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каким либо иным основаниям казаки не знали. Создавая самостоятельные свои порядки, своё управление, свой казачий «присуд»- своё Войсковое право, казаки однако сохраняли тесную связь с Россией – связь религиозную, национальную, политическую и культурную. Московский царь, в последствии Российский император, признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России. На свою борьбу с турками, татарами и другими кочевыми народами казаки смотрели как на государеву службу совершенно свободно, без принуждения, в силу добровольно принятой на себя задаче охранять и защищать границы Родины. Казаки ежегодно с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву посольство (свыше 100 человек), называемое «зимовой станицей», которая должна была передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалование. Царское жалование состояло из определённой суммы денег, огнестрельных припасов, хлеба и сукна. Сношение с казаками шли через Министерство иностранных дел (Посольский приказ), ибо все казачьи земли находились на положении как бы союзных земель Московского государства. Казачья привольная жизнь, отсутствие крепостного права привлекало большое количество беглецов из Московского государства в казачьи земли. Одним из краеугольных принципов казачьего права было основание « с Дону выдачи нет», по которому всякий переступивший границу земли войска Донского превращался в вольного человека. Казачьи права, казачьи вольности противоречили системе Российского государственного управления, построенного на централизме и крепостном праве. При Петре 1 казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 году были переданы из Министерства иностранных дел в Военное министерство. Постепенно казачьи земли вошли в административную систему Российского государства, сохранив, однако во внутреннем управлении, в пользовании хозяйственными благами (земля, недра, вода) значительную долю автономии. Казаки сохранили личную свободу, свободу от податей (подушной и земельной), но зато несли поголовно воинскую повинность, приобретая на свои деньги не только бельё, обувь и платье, но и воинское обмундирование, холодное оружие, лошадь с седлом: только винтовку казак получал от казны. Российское государство использовало казаков преимущественно как военную силу. Казаки командовали казаками. И офицер, и рядовой казак вырастали в одной станице, вместе росли их отцы и деды. Один получал образование и становился офицером. Казак – офицер отлично знал психологию каждого своего казака, на что он годен, как будет держать себя в бою и что можно от него достигнуть. В свою очередь казаки верили такому командиру, потому что он был свой брат, что он не поведёт их в слепую, не даст непосильной задачи, не пошлёт их на убой. Только при таких условиях создаётся гармоничное единство военной части, которое наделяет его непобедимой силой. Ибо побеждает дух, а не грубая сила. Вначале 20-го века в России имелось 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское, кроме того существовало небольшое количество иркутских и красноярских казаков из которых в 1917 году образовано Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк Министерства внутренних дел. В 1916 году Казачество составляло 4389 тысячи человек и располагало 53 млн. десятин земли. Служилый состав казачьих войск насчитывал 474 тысячи человек. Население и территория на 1916 год Войско Население Территория Воинские части Цвет лампаса и околыша Донское 1,5 мл. чел 12 млн. дес. 66 полков, 44 батареи, 110 сотен, 16 батальонов Алый Кубанское 1,3 мл.чел 6,8 млн. дес. 41 полк, 1 пеший, 2 кон. Дивизиона, 27 батальонов, 10 бат., 35 сотен Оренбургское 533 т. чел 7,4 млн. дес. 21,5 полка, 9 бат., 46 сотен Синий Уральское 174 тыс. чел 6,4 млн. дес. 10 полков, 4 бат., 8 сотен. Малиновый Забайкальское 264 тыс. чел 10 млн. дес. 9,5 полка, 5 бат., 3,5 сотни Жёлтый Терское 255 тыс. чел 1,9 млн. дес. 14,5 полка, 2 бат., 3 батареи, 2,5 сотни Сибирское 172 тыс. чел 5 млн. дес. 9 полков, 3 дивизиона, 5 сотен, 3,5 бат. Алый (по донскому образцу) Астраханское 40 тыс. чел 808 тыс. дес. 3 полка, 1 бат., 2 сотни, Жёлтый Семиреченское 45 тыс. чел 681 тыс. дес. 3 полка, 13 сотен Малиновый (по уральскому образцу) Амурское 49 тыс. чел 970 тыс. дес. 2 полка, 1 бат., 7 сотен Жёлтый Уссурийское 34 тыс. чел 617 тыс. дес. 1,5 полка, 7 сотен Жёлтый Енисейский полк 20 тыс. чел 1 дивизион Красный Якутский полк 3 тыс. чел 3 сотни Жёлтый Создание Уссурийского казачьего войска Страницы истории Уссурийских казаков начинаются в 1858 году. В этот знаменательный для Российской империи год генерал-губернатором Муравьёвым - Амурским был отдан приказ, начать заселение берега реки Уссури. В этот год был подписан Айгуньский договор, по которому левый берег реки Амур отошёл России, открыв дорогу к берегам Тихого океана по реке. Губернатор понимал, что иностранцы будут торопиться осуществить свои планы и колонизировать этот стратегически важный участок, то есть правый берег реки Амур и вдоль реки Уссури, который всё ещё был китайской территорией. Осознавая, что может лишиться губернаторства, граф Муравьёв – Амурский полагаясь на Божий промысел, срочно шлёт в столицу просьбу о приказе на заселение берега реки Уссури. Но пока правительства договорятся, пройдут сроки, будет упущено время, иностранцы опередят их. Французы уже в 1849 году открыли бухту Золотой Рог, а англичане в 1856 году нанесли на карту эти места. Русские обследовали Золотой Рог только в 1859 году. 26 июня 1858 года был подписан договор между Россией и Китаем, граф Муравьев – Амурский отдаёт приказ на заселение правого берега реки Уссури. Уже 1 июля 1858 года первые казачьи поселенцы совершают этот исторический, беспримерный подвиг и вступают на берег реки Уссури. Начинает делать свои первые шаги Уссурийское казачье войско. С Божьей помощью произошло историческое событие, начало зарождения первых шагов Уссурийского казачьего войска. Трудности были неимоверные, приказ генерал-губернатора беспрекословен, надо его выполнять. Всего в этот год было переселено 54 семьи первопроходцев – уссурийских казаков. Население ежегодно увеличивалось и обживало этот дикий край, который назвали Уссурийским в честь реки, вдоль которой создавались поселения. Русская Империя закреплялась на восточных рубежах России, укрепляя своё могущество, славу Государства и Императора великой Российской империи. Казачьей кровью полита наша земля, костями славных сынов заполнены страницы подвигов наших казаков – первопроходцев. В результате деятельности русского правительства, генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва – Амурского, в соответствии с Айгунским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами с Китаем Приамурье и Приморье были присоединены к России. Среди тех, кто осуществлял это присоединение и освоение новых земель, были забайкальские казаки. Созданное в 1851 г. из коренных казаков (41,1 % от общего числа), крестьян и бурят (58,9 %), Забайкальское казачье войско составило основу для образованного в 1858 г. нового Амурского казачьего войска, в состав которого вошли и размещенные на реке Уссури казаки. В 1889 г. по повелению Императора Александра 3 было создано Уссурийское казачье войско, главной задачей которого определялась охрана границ России на Дальнем Востоке. В 1914 г. земли Уссурийского казачьего войска, состоявшие в его распоряжении, находились в Приморской области, протянувшись на 800 км. От г. Хабаровска до верховья р. Суйфуна, составляя по течению рек Уссури, Сунгача, западному и южному побережью озера Ханка пограничную полосу с Китаем. Войсковое население группировалось по берегам рек и озера Ханка. В южной части своего расположения казачье население было смешано с крестьянством. В отношении общественного (гражданского) управления Уссурийское казачье войско было разделено на 6 станичных округов, которые управлялись согласно Положению об общественном управлении в казачьих войсках, утверждённому Императором Александром 111 3 июня 1891 г.. По своему расположению станичные округа делились на Северные (Гленовский, Бикинский, Донской округа) и Южные (Гродековский, Полтавский, Платоно-Александровский). Гражданское управление Амурского и Уссурийского казачьих войск было подчинено военному министерству. Главное управление ими принадлежало Войсковому Атаману Приамурских казачьих войск, местное – Наказному Атаману, в лице военного губернатора области. Войском Наказной Атаман управлял на правах губернатора, а по части военной и судной ему были присвоены права начальника дивизии. В 1879 г. произошло переселение почти половины казачьего населения, проживавшего на р. Уссури (390 семей – 2615 чел.) в Южно-Уссурийский район с целью освоения Южного Приморья и охраны его границ. С 1895 по 1901 гг. происходит переселение казаков на Уссури из Донского, Оренбургского, Кубанского, Терского, Уральского, Забайкальского казачьих войск в количестве свыше 7,5 тыс. чел. В 1899 г. Уссурийское казачье войско делилось на 4 станичных округа, где в 50 посёлках и станицах проживало 1523 семьи и 12293 человек. На 1 января 1915 г. на территории Уссурийского казачьего войска проживало 44234 человек из них войскового сословия 33823 чел. 17579 муж., 16244 жен. Общее число лиц не войскового сословия, проживающих в станичных округах, составило 10411 чел Наибольший процент не войскового сословия – 26% приходился на Полтавский станичный округ. Его составляли китайцы и корейцы, арендовавшие у казаков землю под пашни. В г. Имане, находившимся на казачьей земле, проживало около 8 тыс. чел. Первостепенную роль в жизни казаков играла военная служба. Снаряжение казака на военную службу происходило за свой счёт, что обходилось около 300 руб. на человека, считая стоимость лошади. Согласно действовавшему законодательству, у казаков - уссурийцев существовало 3 разряда военной службы. Первый разряд военной службы – приготовительный, в этом разряде числились все казаки с 20 лет, но они оставались дома, обучались казачьей подготовке на сборах при своей станице и военной службы не несли. Второй разряд - строевой, в который призывались все казаки 21 года. Первые 5-6 месяцев они обязаны быть в строю, а затем из них пополнялся комплект местных казачьих частей и гвардейского сводного казачьего полка для несения действительной службы в течении 4 лет. Поступившие на действительную службу по истечении 4 лет отбывали домой и в течении 8 лет считались ещё в разряде строевом, откуда могли быть призваны на действительную службу для пополнения комплекта казачьих частей в военное время. В этом разряде числились до истечения 12-ти летнего срока и те, кто не был призван на действительную службу. Третий разряд- запасной, в котором казаки числились по истечении строевого разряда 5 лет. В общей сложности, срок военной службы для казаков насчитывал 18 лет. В Уссурийском казачьем войске до 1914 г. существовал один дивизион, штат которого в мирное время составлял 335 человек. Кроме того, от войска в Лейб-гвардии Сводном казачьем полку имелся взвод в 45 чел. На войсковом конском заводе отбывало действительную службу 25 чел. Служили Уссурийские казаки также и на судах Амурско - Уссурийской казачьей флотилии, созданной в 1897 г. Кроме воинской повинности, все казаки, в возрасте от 17 до 55 лет, несли земские и станичные повинности. Повинности были разделены на общие по войску (устройство и исправление дорог, гатей и мостов) и на станичные (доставка казачьей почты, назначение сторожей при церквях и зданиях станичных правлений, при запасных хлебных магазинах, школах, конвойных для сопровождения пойманных бродяг, а также производство хозяйственных построек, содержание общественных зданий, перевозов, запасных хлебных магазинов и т. д.) Боевой опыт Уссурийское казачество накапливало не только в борьбе с шайками китайских разбойников-хунхузов. В начале ХХ в. Приамурские казачьи части принимали участие в подавлении беспорядков в Китае, так называемого «боксёрского восстания». Уссурийским казакам в составе трёхсотенного конного дивизиона пришлось защищать интересы России и Российских граждан в зоне КВЖД и на прилегающих территориях. Казаки успешно справились с поставленными задачами. После завершения похода в Северную Маньчжурию 15 казаков - уссурийцев были награждены орденом Святого Георгия. Серьёзным испытанием боевых возможностей казачества стала русско-японская война. Боевые действия казаки вели в составе Уссурийского конного шестисотенного полка, созданного для прикрытия Приморья от вероятного удара японцев со стороны Северной Кореи. Довелось Уссурийским казакам действовать и в составе знаменитого конного отряда генерал-майора Мищенко, который великолепно показал себя в боях с японцами. В русско - японскую войну Георгиевскими кавалерами стали 180 казаков – уссурийцев. За славный подъём всей мощи Уссурийского казачьего войска в 1904, 1905,1906 гг. императором в 1907 г. было жаловано ему войсковое знамя. А первое знамя Уссурийскому дивизиону за верную службу было пожаловано в 1897 г. В 1910 г. Уссурийские казаки уберегли Приморье от эпидемии чумы. Поразившая Китай с января по май 1910 г. чума грозила перекинуться на Российскую территорию. Вдоль всей границы были выставлены казачьи посты. Ежедневно 450 казаков несли службу с риском для собственной жизни и не допустили распространения эпидемии на дальневосточные земли. В посёлке Шмаковка на берегу реки Уссури покоятся останки Уссурийских казаков погибших в неравной схватке с эпидемией чумы. Своей жизнью они заплатили за спасение приморской земли. Среди них прадед состовителя данной памятки – казак Гродековской станицы посёлка Бараново – Оренбургского Давыдов Фёдор Карпович. В 1914 г. началась Первая мировая война. С первых дней на фронт отправился Уссурийский казачий полк, который действовал в составе Уссурийской конной дивизии. В конце 1915 г. в состав дивизии был направлен и Уссурийский казачий дивизион. Кроме того, было скомплектовано 6 особых казачьих сотен, которые несли службу в крае вместо убывших на фронт частей и готовили для них пополнение. В военных действиях Уссурийская дивизия участвовала до 1917 г. Политическая борьба и революции, потрясшие Россию, напрямую затронули и судьбы казаков. Перед Великой Отечественной войной были сформированы казачьи кавалерийские дивизии, а в ходе войны и казачьи кавалерийские корпуса, которые мужественно сражались с немецко - фашистскими захватчиками, показывая высочайшие образцы самоотверженности и героизма.«Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и Славу в потомках!» «Казаком нужно родиться» - первая часть триединства подчёркивает наше право на самобытность, на национальное самосознание и культуру, наше право на собственную историю и её трактовку. Однако, триединство существует только в целом. Каждого из этих постулатов, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы считаться казаком. Так, одного казачьего происхождения, родства с казачеством по крови недостаточно, ибо сказано: Казак – это состояние духа! Это образ мышления и норма жизни. « Казаком нужно стать» - принцип, подчёркивающий, что существует нравственный идеал, к которому должен стремиться каждый принявший решение связать свою жизнь с казачеством. Этот постулат влечёт за собой и юридические нормы, существующие в казачьем обществе. Так, не казак по рождению, мог казаком стать. То есть жизнью, достойной идеала, заслужить право войти в казачество. Службой и страданиями заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. При этом никогда не требовалось, чтобы он отрёкся от своего народа. Став казаком, он оставался калмыком или бурятом, якутом или корейцем, осетином или немцем. «Казачество – это состояние духа!» Воспитывать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил служение Христианству и Добру самым тяжким служением – служением воинским! Третий постулат: «Казаком нужно быть!» подчёркивает самое главное в нашем понимании жизни. Каждый казак обязан ежедневно помнить о той миссии, которая возложена на него Господом! В труде ли, в буднях ли, в праздниках, в войне ли, мы служим Господу, через служение народу своему, России и всем людям и только так понимаем смысл своего пребывания в этой жизни. Каждый вступающий в любое казачье общество или сознающий себя казаком должен помнить и следовать главным принципам казачьей нравственности, которое в основе своей имеет нормы христианской морали и состоит в следующем: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему! Все люди равны и нет народов больших и малых! Сказано: «Несть ни эллина ни иудея, но все сыны Божьи!». Потому никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем – как аукнется, так и откликнется! Помни, по тебе судят о народе твоём! По поступкам твоим о племени твоём! Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твоё слово – слово народа твоего, да не будет оно в осуждении его! Сказано «Несть ни князя, ни раба, но все рабы Божьи!» Да не будет тебе, казаку, кумира ложного. Всем служи честно! Будь законопослушен, но помни – душа твоя принадлежит только богу и да не проникнет в неё зло человеческое! Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! Но помни: воля твоя в воле Божьей, а потому свободно выбрав путь свой, служи верно! Помни: воля не своеволие! Лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые – потому как они сильны! Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий и станет он скор и справедлив! Сказано Господом «Мне отмщение и Аз воздам!» Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не владеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония! Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага – будь милостив! Победив его рукою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе чем остановим мы ненависть человеческую! Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть и Господь продлит дни твои в мире и радости! Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а вступивши служи всем сердцем, всем помышлением. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир. Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. Тогда станица – любое казачье объединение – станет домом тебе, отцом и матерью твоими.
Категория: Мои статьи | Добавил: hohol (06.12.2010)
Просмотров: 1012 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость