"Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю
Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и
другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась
община людей, которая могла стать зерном Донского казачества”
Как могли оказаться казаки на стороне монголов? Приведем длинную
цитату из Еременко : "Казак - слово нерусское. Оно пришло к нам от степных
кочевников, которые с незапамятных времен совершали набеги на земли
восточных славян. Конные лавины степняков на пути к богатым городам и селам
земледельцев нередко натыкались на такие же летучие конные отряды вольных
славян, выступающие как защитники южных рубежей своих земель. И закипали
жаркие схватки...
Со временем степные кос-саки стали завязывать дружеские знакомства с
похожими на них конными витязями славян, даже родниться с ними, также
называя их коссаками. Во времена татаро-монгольского нашествия пограничные
отряды коссаков-славян не смогли удержать натиск завоевателей... Ханская
Золотая Орда в течение многих последующих лет специально формировала такие
же летучие конные отряды из угнанных в плен русских и украинских юношей,
называя их казаками. Как правило, отправляясь в очередной набег на земли
восточных славян, ордынцы пускали вперед себя отряды казаков, которые
первыми гибли в сражениях против своих же братьев. Так не могло
продолжаться вечно. Перелом в настроении казаков-рабов произошел в ходе
Куликовской битвы. Они в решающий момент отказались быть авангардом в атаке
на русские войска, отвернули в сторону, а после поражения Мамая всем кошем
перешли на сторону победителей. По соглашению с Дмитрием Донским, казаки
так и остались боевым лагерем на Дону, приняв на себя охрану южных границ
славянской Руси”.
С точки зрения чужеродности Золотой Орды такой взгляд автора цитаты на
казаков-рабов вполне естественен. Но вспомним, что самые лучшие войска
турок, состояли из славян, с детства взятых турками "на воспитание” с целью
пополнения лучшей части своей армии. Похоже, что Золотая Орда исповедовала
тот же подход при формировании войска. Вообще пора заявить, что слово
"орда” в равной мере относится к монголам, к казакам, и к русским.[4] За
то, что его "закрепили” за татаро-монголами следует благодарить авторов
школьных и вузовских учебников по истории. Аналогичную процедуру они
проделали со словами "князь, царь”, введя слово "хан” исключительно для
монголов и прочих кочевников.
"Какое сильное влияние Востока оказывается ... в вольных ордах донских
и уральских казаков! Сравните с малороссийскими, где преимуществовали Запад
и Польша”.[5]
Л.Н.Гумилев производит запорожских и слободских казаков от крещеных
половцев.[6] Низовские казаки по Гумилеву - предки бродников, которые в
свою очередь - потомки православных хазар. Бродники стали союзниками
монголов, когда те появились на Дону.[7]
Первые упоминания о казаках в летописях.
"Прибавим к описанию дел Василия, что в его время в Истории Русской в
первый раз появилось имя казаков: так названы в летописях вольные удальцы,
жившие в Рязанской области, и сбежавшиеся на помощь против Мустафы в 1444
году. Они пришли на лыжах, с сулицами, с дубьем, и вместе с мордвою
присоединились к дружинам Василия”.[8] "Придоша на них (татар) мордва, на
ртах, с сулицами и с рогатинами и с саблями, а Казаки Рязанские такожь на
трах, с другия стороны”.[9]
Вот несколько известий, в коих мы находим имя казаков: в 1492 г.
ордынские казаки грабили близ Алексина, в 1494 г. ограбили послов Иоанна,
ехавших из Крыма; в 1497 г. ограбили послов его "Японча Салтан, Крымскаго
царя сын с своими Казаками”; Менгли-Гирей отыскал и возвратил все тогда
пограбленное; в 1499 г. ордынские азовские казаки грабили под Козельском, и
были прогнаны”.[10] Таким образом, казаки были ордынские, азовские и,
видимо, крымские, раз подчинялись сыну крымского царя. В самом деле,
"Махмет отвечал ...королю, что нападение в 1516 г. сделано без его воли,
крымскими казаками .... Набег этот был ужасный...”.[11]
Казаки восточные (Донские) назывались ордынскими, азовскими, западные
(днепровские) запорожскими, малороссийскими, литовскими. От сего
смешивались исследователи, находили казаков там, где их не было, и терялись
в догадках.
"Днепровские казаки назывались иногда черкесами, или черкасами. Это
название происходило, вероятно, от города Черкасы. Город сей находился за
Днепром, ниже Канева, ибо заселения казаков, когда Польша стала принимать и
покровительствовать им, были первоначально по правую сторону Днепра.
Недалеко от Черкасов, древнейшего главного становища казацкого, основан был
потом казаками Чигирин, бывший главным их городом. Имя Черкасы могло
произойти .. сие название города казацкого заставило думать многих, будто
казаки были переселенцы с Кавказа, и именно черкесы горские... Начало
казацкого днепровского города Черкас можно отнести к последним 20 годам XV
века, и Богдан, воевода Черкасский, мог быть такой же вождь казаков, каким
был потом Дашкович. Рассмотрите поход его к Очакову: это настоящий казацкий
набег, повторенный Дашковичем в 1516 году! - На Дону, впоследствии, также
построен был выходцами с Днепра, казаками, присоединившимися к донским,
город Чекрасск, или Черкаской. Это имя казалось для них драгоценно, как имя
Москвы русскому, которого называли московитом и москалем”.[12]
"Городецкими казаками называли вольных людей, живших около Касимова
(Мещерского городка, от чего происходило также название мещерских казаков),
и далее около Волги (отсюда название волжских казаков)” (Полевой, т.3.
с.684).
Год 1496. "Тоя же весны маия прииде весть к великому князю Ивану
Васильевичу от казанского хана Махамета-Аминя, что идет на него шибанский
хан Мамук со многою силою, а измену чинят казанския казаки Калимет, Урак,
Садырь, Агиш” (Татищев, т.6, с.86).
"В Азии доныне целая Орда Турецкая называется казаками (киргиз-
кайсаки). Татары и русские принимали в XV веке имя казака в смысле
бездомного, странствующего удальца-воина” (Полевой, т.3. с.663). Эти
удальцы были объединены в Орды!
Известно, что донские казаки в XVII веке жили на Дону, но вот в Европе
думали, что это земли Тартарии. Донской казачий край входит во времена
Василия Шуйского в пределы государства Тартария. На европейской карте 1562
года, времен Ивана Грозного по правому берегу Иртыша (или Оби) живут
cassac, т.е. казаки, на Дону находится Тартария, а по левому берегу Дона
пятигорские черкасы, или, по существу, те же казаки (кубанские?, терские?).
Казаки и татары
Пытаясь "докопаться” до истоков казачьего рода, мы неизбежно
наталкиваемся на татар. Не то казаки произошли от татар, не то казаки
"пошли в татары”. Первые упоминания летописей о казаках связаны с
татарскими казаками, которые привязаны к употреблению слов, имен и названий
с корнем "черк”; проживают на землях Тартарии (или в Поле), точнее, живут
вне пределов Московии и Киевской области; поначалу не испытывают тяги к
христианству, но со временем именно принадлежность к православию становится
для них необходимостью.
Год 1492. "...приходили татарове ординские казаки, в головах приходил
Темешем зовут, а с ним 220 казаков...”.[13] При этом казаки названы
погаными, то есть они не являлись христианами.
Год 1493. "Того же лета приходили татарове, ординские казаки, изгоном
на Рязанские места, и взяша три села, и поидоша вскоре назад”.[14]
Год 1494. "Октября прииде из Волох Иван Андреевич Субота Плесчеева, а
из Крыма Константин Заболоцкий; а шли Полем, и грабили их на Поле татарове,
ординские казаки”.[15]
Год 1501. Июля в 11 день азовские казаки Угус-Черкас да Корабай
пограбили на Поле на Полуозоровском перелеске великаго князя послов князя
Федора Ромодановского да Андрея Лапенка, и Андрей тамо и скончался, и
гостей многих пограбища” .[16]
Историки задаются вопросом: "Почему, как только монголы появились
вблизи Руси, их сразу же назвали татарами?”
Как-то надо же объяснить почему в XVII-XVIII вв. татарами стали
называть булгар, жителей Казанского царства, а казаками стали православные
вольные люди на Дону, Днепре, Кубани и т.д. Если казаки - это славяне,
ушедшие в степи и служившие татарам, то почему у них нерусские имена
(Темеш, Калимет, Урак, Садырь, Агиш, Угус-Черкас, Корабай). Впрочем,
Василий Шемяка также имеет явно татарское прозвище "Шемяка”. Скорее всего,
казаки - это субэтнос великорусского этноса, который в процессе своего
этногенеза вобрал людей самых различных этносов.
Казаки - неотъемлемая часть наследия татаро-монгольской эпохи в
истории России. Их военная организация, порядок несения воинской службы
имеют много схожего с военной машиной монголов. Военные уставы казаков во
многом построены на принципах "Большой Ясы" Чингиз-хана и наконец, казаки
селились в местах, где располагалась Золотая Орда.
Когда образовалось Донское казачество?
"Недостаток летописных источников, как российских, так и зарубежных,
не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества как
самостоятельной вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и
свои особенности. Некоторые авторы находят отправные моменты истории
Донского казачества даже в эпоху амазонок. Но большинство склоняются к
тому, что процесс формирования казачества на Дону проходил параллельно с
процессом христианизации Киевской Руси. Так, в 1265 г., т.е. еще во времена
владычества на Руси татаро-монголов, была учреждена так называемая
Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огромной
территории между Волгой и Днепром, а значит и Подонья. Именно по берегам
Дона в 1354 г. прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и
прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже от 1360 г. имеется
исторический документ - послание "ко всем христианам, обретающимся в
пределах Черленаго Яру и по караулом возле Хопор и Дону".
Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520
г., а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546 г. Именно в это время
казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя
первые "зимовища и юрты", т.е. поселения, в которых можно было перезимовать
в "Диком поле", как тогда называли глухие, малообжитые придонские степи.
Естественно, что землянки и шалаши со временем сменились огороженными
поселениями, т.е. городками, вокруг которых стоял острый частокол,
сдерживающий внезапные набеги кочевников или разбойников. Позднее такие
места стали называть "станицами", от слова "стан", стоянка.
О первых казачьих городках писал ногайский князь Юсуф в 1549 г.
московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия
донских казаков во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время
практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами с
одной стороны и турками с другой. В 1552 г. в лице Ермака и его дружины
казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее
и Сибирского.
"Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней
является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы
атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла
Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам
послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский
документ считается днем официального образования войска Донского. С этого
времени Донские казаки постоянно взаимодействуют с царской властью и
православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с
единородной по языку, вере и быту”
Кстати, о слове "атаман”. Оно не всегда писалось через "а”: "...всю
Малую Русь в казаки превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесы
именовались...”.[17] Случайно ли совпадения имени создателя Оттоманской
империи и казачьего чина: "...Отоман той бысть уже султан у турков...”?[18]
"Притязания” и "права” казаков
Вспомним фразу Гримберг о "притязаниях” казаков, предполагающих их
"права”: "Выступления казаков (в частности, известные антиромановские
выступления Степана Разина и Емельяна Пугачева) показывают их определенные
притязания. Но если существовали "притязания", значит, существовали и
обоснования этих притязаний - "права". Однако сведения XVI-XVII веков о
казаках не все открыты и, вероятно, частично уничтожены".[19] Что бы это
значило?
Казаки с упорным постоянством появляются во всех важнейших событиях в
жизни московского ( и литовского! ) государства. Они представляют собой
военную силу, способную склонять чашу весов в ту или иную сторону. Чего
добивались казаки?
Если судить по учебникам, казаки то становились на сторону угнетенного
крестьянства, восставшего против угнетателей - бояр да помещиков (до
XIX в.), то подавляли восстания этого народа (в XIX-XXвв.). С точки зрения
теории происхождения казаков из бежавших за пределы Московии
"свободолюбивых крестьян”, то такое поведение казаков вполне естественно:
пока голодные - бьют сытых, а насытившись (с помощью умной политики царских
властей) - сами бьют голодных.
Заключение
Дореволюционная литература по казачеству обильна и разнообразна..
Публиковалось множество официальных документов: положения о казачьих
войсках, распоряжения, отчеты. В правительственные акты включались
документы, регламентировавшие штатный состав казачьих частей, порядок
прохождения службы, продвижение по служебной лестнице и т. д. Выпускались
всевозможные положения и постановления по каждому казачьему войску,
регламентировавшие жизнь и службу в каждом конкретном случае Издавалась и
литература справочного характера, содержавшая сведения по экономике,
статистике, землевладению и земледелию, войсковым капиталам, земскому
обложению того или иного войска. Выпускались положения, регулировавшие
общественные и земельные отношения в станицах.
Масса литературы посвящена истории, происхождению казаков, их жизне- и
бытоописанию, участию в военных кампаниях. Эти издания насыщены сведениями
краеведческого характера. Так, материалы по истории Кубанского казачьего
войска, включающие копии документов из архива Главного штаба Кубанского и
Терского войск, изданные И. Дмитренко, составили четыре тома.
Многие публикации (как и в наши дни) способствовали мифологизации
героического образа казака. В ряде работ содержались описания подвигов
казачьих героев, отдельных исторических личностей
Можно констатировать, что современное изучение казачества в чем-то по
инерции продолжает традицию, сложившуюся до революции. Исследователи
обращают внимание на то или иное историческое событие, того или иного
исторического деятеля. Работы чаще всего посвящены какому-либо одному
войску. При этом количественно продолжали преобладать (как и до 1917 г.)
работы по Донскому казачьему войску. Чуть позже исследователи обратили свои
взоры к востоку.
В целом в появляющихся работах по казачеству большой акцент делается
на историческое описание 11 традиционных казачьих войск, существовавших до
октября 1917 г.
|