Базавлукская Сечь.Третья Запорожская Сечь находилась на реке Базавлук (1593—1638).
Базавлуцкая Сичь У Запорожских Казаков Низовых все дела решались Общенародным Собранием. Посол германского императора Эрих Лассота, посетивший Базавлуцкую Сичу летом 1594 г. в старогерманском тексте своего «Дневника» называет его славянским словом «Коло». Очевидно, так его называли сами Казаки, но в историю оно вошло под именем – Рада.
Лассота писал, что это «Коло» по их обычаю делилось на два Кола в тех случаях, когда они решали что-либо важное. В одном были начальники, а в другом все рядовые люди те, что у них называются «Черные».
В 1709 г. и Базавлуцкая Сичь Запорожская была разрушена, на этот раз нападением русских войск, мстивших за активное участие в «измене» Мазепы. После победы под Полтавой Петр I приказал разрушить Сичь Запорожская. При этом массами уничтожали и Казаков: «Многих из них Россияне порубили и многих, в полон взяв, , вешали и на плотах пущали в низ реки Днепра» (Ригельман).
Курени вместе с Кошем отошли к татарским кочевьям в Олешки. Запорожский Низ формально состоял еще во владении турецкого султана, поэтому русские войска, произведя в нем значительные опустошения, вскоре возвратились назад за старую турецко-татарскую границу. Она подтверждалась и русско-турецким соглашением 1713 г.
Между Днепром и Ю. Бугом она тянулась вдоль рек Синие воды и Тясьмин к устью реки Орель.
Банатская Сечь. Задунайская Сечь. В конце 1785 года значительная часть задунайских запорожцев перешла из Сейменской Сечи на реку Тиса в тогдашней австрийской провинции Банат между городами Цента и Панчова (современная Сербия и Черногория). По договоренности с австрийским правительством Войско Запорожское сохраняло свое устройство и обычаи и должно было нести службу на австрийской границе, за что казаки получали от императора жалование наравне с австрийским войском.
На Тисе казаки прожили почти двадцать лет и покинули австрийские земли в 1804— 1805 годах (о Банатской Сечи напоминают казацкие фамилии Банацкий, Збанацкий). На Тисе казаки прожили почти двадцать лет и покинули австрийские земли в 1804— 1805 годах (о Банатской Сечи напоминают казацкие фамилии Банацкий, Збанацкий). Основная масса запорожцев вернулась в Сеймены.
Васильковская Сечь.В 1787 году, в преддверии войны с Турцией, российское правительство предоставило запорожцам по их просьбе место в урочище Васильково у Бугского лимана для основания Войскового Коша. Казаки быстро завели на Коше старые сечевые порядки, поставив курени и выбрав на раде кошевого атамана — Сидора Белого.
Но Васильковская Сечь просуществовала недолго. В это время казаки приняли название Войска верных казаков запорожских, а в конце 1788 г. за активное участие в русско-турецкой войне и особые отличия при взятии причерноморских крепостей Войско верных казаков получило новое наименование — Войско черноморских казаков.
Дунавецкая Сечь.Задунайская Сечь. Два года длилась война запорожцев с некрасовцами, принеся немало горя обеим сторонам, пока в 1814 году запорожцы наконец взяли штурмом Дунавец. Липоване вынуждены были бежать в Бабадаг, а оттуда турецкое правительство через некоторое время переселило их в Малую Азию, в город Майнос.
Дунавецкая Сечь практически ничем не отличалась от своих предшественниц на Днепре. Как и прежде, на Сечи не было женщин. Все семейные казаки, как и на Запорожье, выходили на хутора и слободы. Многие из них до сих пор сохранились в Добрудже (Слава Черкасская, Слава Руська, Журиловка, Баклажанка, Ганчарка и другие)..
Задунайская Сечь. Восемь сечей существовало на территории современной Украины и одна — Задунайская — в Добрудже (современная Румыния). Когда в 1775 году Запорожская Сечь была ликвидирована российскими войсками, часть казаков перенесла ее в гирло Дуная в Румынии, где она существовала в 1775—1828 годах под названием Задунайской.
К Задунайской Сечи историки относят: Сейменскую Сечь, Банатскую Сечь, Дунавецкую Сечь.
После того, как около пяти тысяч казаков бежало в устье Дуная, создав Задунайскую Сечьпод протекторатом турецкого султана, было предпринято несколько попыток интегрировать оставшихся двенадцать тысяч казаков в российскую армию и общество будущейНовороссии, однако казаки не желали подчиняться требованиям суровой дисциплины. В то же время Османская империя, получившая дополнительные силы в лице дунайских казаков, грозила новой войной.
Ликвидация царизмом Запорожской Сечи в 1775 году и раздача запорожских земель помещикам привели к бегству части запорожцев за Дунай, в турецкие владения. По разрешению турецкого правительства запорожцы создали здесь Запорожскую Сечь, ставшую известной как Задунайская. Однако Задунайская Сечь также была не одна. Первоначально Запорожская Сечь заняла небольшую территорию на правом берегу Дуная. Султан дал казакам под Сечь остров Святого Юрия, окруженный Сулинским и Катерлезским (Георгиевским) гирлами Дуная.
Кроме того, запорожцам было разрешено свободно поселяться по всем рекам и лиманам от Дуная до Буга. Казаки осели своими паланками возле Хаджибейского и Тилигульского лиманов, в том числе — на Пересыпи (современная Одесса). Однако на самом Дунае запорожцам не удалось закрепиться и построить Сечь, так как здесь они столкнулись с липованами, или некрасовцами — потомками старообрядцев, которые переселились сюда с Дона, спасаясь от преследований в петровские времена.
В мае 1828 года, в начале русско-турецкой войны 1828—1829 годов, задунайские запорожцы во главе с кошевым атаманом Осипом Гладким перешли под Измаилом на сторону русской армии и приняли участие в войне с Турцией. В отместку султан приказал разрушить Задунайскую Сечь. Так прекратила свое существование последняя из Запорожских Сечей..
Запорожская Сечь. Все казацкие общины, образованные в приграничных территориях, имели общее устройство. На примере Сечи видно, что верховная власть находилась в руках казацкого веча или рады. Весь состав запорожцев назывался кошем. Рада избирала главного – кошевого атамана, который во время похода пользовался неограниченной властью над войском.
Сечь делилась на курени, которые выбирали себе куренных атаманов. Запорожцы жили в шалашах, сплетённых из ивовой лозы, и сходились обедать за общественные столы. Число запорожских казаков не было определено, и всякий пришелец оставался здесь столько времени, сколько хотел.
Столицей казацких вольностей, куда они обращались своим сердцем и помыслами, и где находился цвет казачества, была Запорожская Сечь.
Первые поселения запорожских казаков ставились на поросших лесом островах и в прибрежных плавнях – Сечах. Таких сечей за все время существования Запорожья традиционно, начиная еще с Д. Яворницкого, насчитывают восемь.
Известные на сегодня источники не дают однозначного ответа на вопрос, где была Запорожская Сечь в конце XV — первой половине XVIстолетия.
Камянская Сечь. Шестая Запорожская Сечь находилась на реке Камянке (1709—1711)
Мальтийская Сечь. Ликвидация царизмом Запорожской Сечи в 1775 году и раздача запорожских земель помещикам привели к бегству части запорожцев за Дунай, в турецкие владения. Существуют свидетельства того, что некоторая часть казаков откололась от Задунайской Сечи и подалась на остров Мальту, где в то время еще существовал Мальтийский орден. И хотя исторических источников, однозначно подтверждающих этот факт, пока не обнаружено, сохранилась запорожская песня, описывающая события тех лет.
Монастырская Сечь. После падения Малохортицкой Сечи казаки отступили на север, к Монастырскому острову (сегодня это практически в центре Днепропетровска). Название острова происходит от основанного здесь около 870 года византийскими монахами и разрушенного в 1224 году монголо-татарами монастыря. Монастырский остров видел многое, на нем останавливались по дороге в Константинополь княгиня Ольга и равноапостольный князь Владимир, но наиболее яркой страницей бурной жизни острова стало длительное пребывание здесь князя-гетмана Байды-Вишневецкого.
Вишневецкий перед походом на Крым в 1558 г. строит на Монастырском острове укрепленный лагерь под охраной постоянного гарнизона. Выбор места для укрепленного гарнизона был не случаен. Остров издавна использовался как застава купеческими караванами на пути «из варяг в греки» и дружинами киевских князей.
В 1559 году на Монастырском острове вместо укрепленного лагеря строится деревянный замок. Об этом свидетельствуют современные тем событиям русские Патриаршая и Воскресенская летописи, четко указывая на существование на Монастырском острове замка, или «острога».
В 1559 году после удачного похода на Крым окольничий Данила Адашев, преследуемый татарской ордой, укрылся в замке на Монастырском острове. Хан, который полтора месяца шел за противником, не решился брать штурмом грозное укрепление и был вынужден бесславно вернуться в Крым. Успешный поход вызвал огромную радость в Москве.
Митрополит велел служить во всех церквах молебны, а царь послал гонцов «на Монастырский остров к Данилу с товарищи с своим жалованьем, с золотыми». В 1550—1562 годах Монастырский замок становится форпостом борьбы с турецко-татарской агрессией.
Большую часть времени Вишневецкий проводит в битвах с татарами на Северском Донце, Дону, в Черкессии, несколько раз штурмует Азов. И каждый раз он возвращается на Монастырский остров с крепостью, которая являлась надежной базой для отдыха и пополнения запасов.
В 1562 году на Монастырский остров приезжает двоюродный брат Байды Михаил Вишневецкий и привозит ему охранную грамоту от польского короля (к тому времени мятежный князь решил вернуться под польскую корону). Вишневецкий отправляется в Польшу, а вскоре становится участником похода в Молдову, закончившегося для него трагической гибелью. После смерти Байды казаки покидают Монастырский остров и переносят Сечь на остров Томаковка, ниже порогов..
Никитинорожская Сечь. Четвёртая Запорожская Сечь находилась на Никитином Роге (1638—1652)
Новая (Подпильненская Сечь). После ликвидации Сечи те запорожцы, которые не пожелали уходить за Дунай, разбрелись по всей Южной Украине. Однако запорожская старшина (А.Головатый, С.Белый, З.Чепига) не оставляла мысли о возрождении Сечи, используя при этом покровительство Г. Потемкина. И уже в 1783 году Потемкин в особой «прокламации» высказал свои намерения снова собрать запорожцев. «Объявляю, —говорилось в этой прокламации, — чрез сие из пребывающих в Азовской губернии, Славянской и Елизаветской провинции жителей, кои в бывшем войске Запорожском служили, что полковому старшине и армии капитану Головатому Антону препоручено от меня приглашать из них охотников к служению в казачьем звании под моим предводительством».
Таким образом, уже через восемь лет после упразднения запорожское казачество стараниями оставшейся старшины было возрождено. Правда, без какого-либо определенного центра наподобие Сечи. Но это лишь пока..
Олешковская Сечь. Седьмая Запорожская Сечь находилась в Олешках (1711—1734)
Подпольная Сечь. Восьмая Заорожская Счь находилась на реке Подпольной (1734—1775). Когда в 1775 году Запорожская Сечь была ликвидирована российскими войсками, часть казаков перенесла ее в гирло Дуная в Румынии, где она существовала в 1775—1828 годах под названием Задунайской..
Сейменская Сечь. Задунайская Сечь. Противостояние между запорожцами и липованами на Дунае приняло непримиримый характер и нередко превращалось в кровавые и жестокие стычки.
Поэтому в 1778 году, чтобы избежать дальнейшего кровопролития, султан приказал запорожцам перейти Кошем выше по Дунаю в Сеймены — местность между городами Силистрия и Рущук (современная Болгария).
В конце 1785 года значительная часть задунайских запорожцев перешла из Сейменской Сечи на реку Тиса. На Тисе казаки прожили почти двадцать лет и покинули австрийские земли в 1804— 1805 годах. Основная масса запорожцев вернулась в Сеймены. Возвращение побратимов с Тисы вдохнуло новую жизнь в Сейменскую Сечь, придав запорожцам свежие силы. Запорожцы давно уже вынашивали планы вернуться в устье Дуная.
Казаки хотели быть ближе к Украине, и в 1811 году новый кошевой атаман Самуил Калниболоцкий с частью войска двинулся из Сеймен в Килийское гирло Дуная, сгоняя с обоих берегов липован. В Вилковом к задунайцам присоединились запорожцы, осевшие там еще в 1775 году, и объединенное войско двинулось к Дунавцу, одному из притоков Дуная в районе города Тулча. Но здесь некрасовцы дали достойный отпор, и запорожцы вынуждены были ретироваться..
Сечь. Название «сечь» происходит от слова «сечь, секти», то есть рубить. Первоначально оно означало укрепление из срубленных деревьев и камыша. Нередко употребляют и другое название для казацких поселений — Кош.
Слово «кош», вероятно, очень древнего, индоевропейского происхождения. Родственные слова в санскрите означают «войско», «стан вождя» и т.п. Таким образом, с того времени, когда первые казаки начали создавать свои военные объединения, избирать вожаков и строить укрепления-базы, они стали употреблять эти слова для обозначения столицы Войска Запорожского.
Почти всегда Сечь была расположена на идеально укрепленных самой природой местах — на речных островах, которые трудно было обнаружить среди великого множества им подобных в прибрежной лесной гуще, в море плавней. Сама Сечь была окружена рвом и десятиметровым земляным валом, на котором стоял деревянный частокол. Среди крепостных укреплений выделялись высокие башни с бойницами для пушек. Сильно укрепленным был также выход к реке.
Внутри крепости находился майдан с церковью и позорным столбом, где наказывали виновных. Вокруг майдана стояли большие длинные дома — курени, где жили сечевики, дома старшины, канцелярия, а дальше — склады, арсеналы, ремесленные мастерские, торговые ряды. Слово «курень» означало и дом, где проживали казаки и была их кухня, и военную, а позднее — территориальную единицу. Всего насчитывалось до 38 куреней, в которых обычно собирались казаки-земляки.
Таким образом, «сечь» означает лесную вырубку и, следовательно, указывает, что первые поселения запорожских казаков ставились на поросших лесом островах и в прибрежных плавнях. Таких сечей за все время существования Запорожья традиционно, начиная еще с Д. Яворницкого, насчитывают восемь.
Сич. Местное название поселений в Казачьей Низовой республике; по-русски – Сечь. Слово Сич не находит на славянских языках соответствия в понятиях «крепость»; «город», «укрепленное поселение» и т.п.
Поэтому явилось мнение, что в своей основе оно связано с готским значением слова Sitls (германское Sitz) – поселение – и перешло к Ордынским Казакам от Алано-Готов в то время, когда они в Крыму смешались с остатками этих германских племен.
Тогда же у наших предков появился бесспорно готский термин «атаман» – «отец мужей – воинов», а слово «кош» утвердилось в своем татарском смысле, как высшая военная ставка».
Сичь Запорожская. Название укрепленного поселения на Днепре ниже порогов, но под этим именем понималась и вся Казачья Низовая Республика по той причине, что в этом поселении было сосредоточено управление всем краем.
В XV в., по польско-литовским сведениям, Сичь Запорожская помещалась на острове Хортица. Данных о более раннем времени не сохранилось; известно только, что Татары Золотой Орды застали там повсюду городки казачьих предков Черных Клобуков или Черкасов.
Главным их городом от XI в. был Торческ, на юг от реки Рось. При этом почти все поселения Правобережного Низа носили славянские названия. Они разрушены во время хаоса междуусобий в татарских ордах. Их остатки и городища в 1740 г. обнаружены Ригельманом и Неплюевым.
Беспокойные соседи заставляли Казаков несколько раз менять местоположение Сичи Запорожской. Ввиду этого, археология еще мало уделяла внимания ее городищам; установить точное время возникновения того или иного поселения еще невозможно.
Хортицу Казаки покинули одновременно с уходом из-под власти крымских ханов. Это случилось в самом конце XV века, после того как Крымом завладели Турки, непримиримые казачьи враги. Тогда семейные Казаки переселились на север к границам Вел. Княжества Литовского, а холостые воины остались за порогами на своих старинных юртах, очевидно признанных и ханами.
Новый опорный пункт на острове Томаковка стал вскоре столицей небольшой казачьей республики, порвавшей зависимые отношения с крымским ханом и долгое время остававшейся вне подданства какому-либо другому монарху. Но земли ее между Днепром и Ю. Бугом еще долго считались у соседей формально принадлежащими Крымскому ханству.
Ханы не препятствовали возникновению и росту нового политического образования, и только постоянные обиды, которые Казаки причиняли Туркам, в конце концов вызвали ответное нападение турецко-татарских войск; в 1593 г., когда гарнизон передовой Томаковской Сичи состоял всего лишь из нескольких сот бойцов, она была разрушена до основания.
После этого Казаки перенесли Главный Кош на остров Базавлук, более удобный для обороны. Здесь Сичь Запорожская была окружена глубоким рвом, земляными валами и деревянным частоколом с башнями. Тут же под стенами цитадели обосновался посад, где проживали некоторые Казаки, рабочие (ыргаты – по взятому от Татар названию), купцы, ремесленники и всякий другой иноплеменный люд, находивший здесь пропитание трудом или торговлей. Тут можно было встретить выходцев из Литвы, Польши, Украины, Молдавии и стран Востока.
Может быть поэтому некоторые бытописатели утверждают, что среди Запорожцев находились люди разной национальности и веры. Внутри новой крепости выросли коливы (казарменные помещения для куреней), школа, канцелярия, дома атаманов и старшин, кузницы, оружейные и пороховые мастерские, склады и т.п.
На центральном майдане воздвигли церковь с гранитной колокольней, оттуда постоянный дозор наблюдал за окрестностями и Днепром. Около нее собирались Казачьи Кола и Рады, где решались общественные дела, совершались суды и расправы.
Сичь Запорожская жила совершенно самостоятельной и независимой жизнью в своих границах. Ригельман писал: «Если Казаки пожелают ехать в Малороссию или Польшу для торгов или других каких нужд, оные берут себе пашпорты от Кошевого за их войсковой печатью».
Правом участия в общественно-политической жизни страны обладали одни Казаки. Республика принимала на свои земли выходцев из Украины и Белоруссии.
Они трудились здесь как сельскохозяйственные рабочие по казачьим хуторам, или как свободные землепашцы на выделенных для них землях. В старых актах нет указаний, что они обращались в Казаков.
Здесь они считались «подданными» казачьего товариства, точно так, как раньше были «подданными» польско-литовских магнатов и были обязаны выполнять некоторые повинности. Но и среди самих Казаков разрастался слой крепких сельских хозяев, жаждущих мирной безопасности для своих полей и стад. Они жили по хуторам, пользовались наемным трудом пришлого люда, а их стада и табуны тучнели на свободных пространствах обширных казачьих степей.
В 1709 г. и Базавлуцкая Сичь Запорожская была разрушена, на этот раз нападением русских войск, мстивших за активное участие в «измене» Мазепы. После победы под Полтавой Петр I приказал разрушить Сичь Запорожскую. При этом массами уничтожали и Казаков: «Многих из них Россияне порубили и многих, в полон взяв, за их к себе измену, вешали и на плотах пущали в низ реки Днепра» (Ригельман).
Курени вместе с Кошем отошли к татарским кочевьям в Олешки. Запорожский Низ формально состоял еще во владении турецкого султана, поэтому русские войска, произведя в нем значительные опустошения, вскоре возвратились назад за старую турецко-татарскую границу.
Запорожцы, ушедшие на юг, были известны у Турок под именем Казаки-путкалы. В 1740 г. идет о возвращении Казаков в Запорожье на старые места. Ясно, что уже тогда им пришлось склониться перед волею своего могущественного северного соседа.
Они получили возможность построить Новую Сичь Запорожскую, рядом с прежней разрушенной. Отсюда Кош продолжал управлять своими округами. Их было восемь во главе с полковниками и они назывались по турецкому образцу – «паланками» Кадацкая, Прогноинская, Бугогардовская, Ингульская, Протовчанская, Орельская, Самарская и Кулмиусская.
Новая Сич стала центром республики, ее главным населенным пунктом и стоянкой кадров всенародного ополчения, состоявших из 38 куреней. Из них каждый пополнялся жителями одного и того же района всей казачьей земли, т.е. не только низовых городков и паланок, а и Гетманщины, хотя она уже давно находилась под властью русского царя. Соответственно произошли и названия куреней: Каневский, Корсунский, Полтавский, Уманский и др.
Таким образом, непрерывные связи между казачьим населением Низа и Гетманщины не прекратились и после перемен, возникших в результате Переяславского договора, разгромов 1709 года и даже после Белградского мира (1738 г.), по условиям которого Турция передавала свои формальные права на Днепровский Низ Казакам Запорожья, а Россия согласилась считать прежнюю границу по Тясмину и Орели рубежом, теперь отделяющим ее от владений Сичи Запорожской.
От этого времени молодую республику окружали три сильные монархии: Россия, Польша и Турция, еще державшаяся на сев. берегах Черного моря. Каждая из них посягала на существование независимой Сичи Запорожской. Но, несмотря на это, вековые антагонизмы и боевые встречи с Турцией и Польшей заставляли Казаков искать дружбы с единоверной Россией.
Они безотказно помогали ей в борьбе с Турцией и беспрепятственно пропускали русские полки через свои южные земли. Цари приобрели своих сторонников и доброжелателей и среди рядового товариства, и среди старшины, и среди хозяев-хуторян. Духовное единство сичевиков было нарушено, а обстановка полного окружения требовала особенного единомыслия.
«Старожитным местом» для всех Днепровских Казаков, по словам одного акта, от древних времен было Запорожье. Часть их вышла оттуда на Литовскую Украину (Малороссию). А потому и в новых местах они назывались Запорожцами, Запорожскими Казаками, Запорожскими Черкасами.
Но в Петербурге считали, что низовцы есть только часть «малороссийских» Казаков и если последние в 1654 г. признали власть московского царя, то и жители Сичевого Низа должны были считаться подданными России. Сичевики же, решили остаться уже навсегда в Сечи по собственной своей воле.
После казни Пугачева и укрощения Яицких Казаков, Совет при Высочайшем дворе постановил истребить и Сичь Запорожскую. 4 июня 1775 г. у ее стен появились русские войска под командой генерал-поручика П. Текелия. Вначале Казаки предполагали, что это полки, возвращающиеся с Турецкого фронта. Но они окружили Сич со всех сторон и большинство товариства считало необходимым приготовиться к обороне.
Тогда выступили свои же миротворцы с уговорами «не поднимать на братьев руки», «не проливать христианской крови». Текелий принял от послов хлеб-соль и угостил их с честью. Потом, не открывая своих истинных намерений, посетил крепость, а узнав там о колебаниях ее гарнизона, вызвал к себе кошевого и старшин, арестовал их и отправил в Москву.
После этого обезглавленная Сич была занята его войсками и подверглась такому основательному разгрому, что от нее не осталось камня на камне. Даже местная церковь во имя Пресвятой Богородицы не избежала разграбления и разрушения. Пострадали и многие Казаки, а все сторонники вооруженного сопротивления ушли снова на юг в турецкие пределы.
Слободзейская Сечь. По окончании войны и в связи с расширением российских границ в конце 1789 года новый кошевой атаман Захар Чепига перенес Кош в село Слободзея на Днестре, что в 20 верстах ниже Бендер. Было основано три паланки — Поднестровская, Березанская и Кинбурнская. Слободзейской Сечи также была уготована недолгая судьба. Царское правительство, поначалу пообещавшее отдать казакам земли между Бугом и Днестром, в очередной раз не выполнило своего обещания и в 1793 году переселило черноморцев на Кубань. Сечи, или Коша, на Кубани уже не было, и от запорожских обычаев вскоре остались одни лишь воспоминания..
Томаковская Сечь.После Хортицы Вторая Запорожская Сечь находилась на острове Томаковка (1560— 1593)
Томаковская Сичь.Ханы не препятствовали возникновению и росту нового политического образования Запорожской Сичи, и только постоянные обиды, которые Казаки причиняли Туркам, в конце концов вызвали ответное нападение турецко-татарских войск; в 1593 г., когда гарнизон передовой Томаковской Сичи состоял всего лишь из нескольких сот бойцов, она была разрушена до основания. После этого Казаки перенесли Главный Кош на остров Базавлук, более удобный для обороны.
Хортицкая Сечь.Первая из известных Запорожских Сечей. В истории Запорожья было две Хортицкие Сечи — Малохортицкая (1553— 1557) и Великохортицкая (1618—1625). Малохортицкая Сечь была создана при активном участии гетмана запорожцев Дмитрия Вишневецкого, получившего прозвище Байда, человека незаурядной и яркой судьбы.
Дмитрий Вишневецкий (Байда) соорудил свой «городок» не на собственно Хортице, а на близлежащем острове Малая Хортица, известном также как остров Верхнехортицкий, Канцеровский, Вырва и, что наиболее интересно, остров Байда. Именно на этом острове археологи обнаружили остатки укрепления XVI ст., а также ружья, обломки сабель, топоры, наконечники стрел и копий, монеты, относящиеся ко временам Дмитрия Вишневецкого.
На самой Хортице (Великой Хортице) археологических материалов, которые бы подтверждали пребывание здесь казацких укреплений, пока что не обнаружено. В трудах некоторых мемуаристов — С. Мышецкого, Г. Спасского и других — отмечается, что в 1618—1620 годах запорожские казаки построили крепость — Кош на Хортице.
Хортицкая Сечь сыграла важную роль в подготовке походов против татар и турок, но в конце лета 1557 года была захвачена и полностью разрушена многотысячным войском крымского хана Девлет-Гирея.
Считается, что во время морских походов против Турции на острове некоторое время со своим войском находился гетман Петр Конашевич-Сагайдачный. Об этом рассказывают легенды, а также названия отдельных мест — урочище Сагайдачного, «ліжко і люлька Сагайдака» (на Средней Скале), Сечевые ворота, вал Сагайдачного.
А. Кащенко в своих «Оповідях про славне Військо Запорозьке низове» утверждает, что построенная Сагайдачным на острове Хортица крепость просуществовала там до 1625 года, когда после восстания М. Жмайла вследствие притеснений поляков запорожцы были вынуждены уйти вглубь непроходимых зарослей Великого Луга. Однако и после этого на Хортице в разное время находилась запорожская застава вплоть до ликвидации Запорожской Сечи..
Черкасская Сечь.Запорожская Сечь. Черкасский городок на Дону, ставший впоследствии столицей Войска Донского, был основан выходцами с Днепра. У Татищева в его «Истории Российской с древнейших времен» сообщается, что «в царствование Царя и Великого князя Ивана Васильевича из-за Днепра с князем Вишневецким Черкасы на Дон перешли и, там поселившись, город Черкасский построили».
Напомним, что черкасами в Московском государстве называли украинских казаков (от названия города Черкассы). Подобно этому освещает событие и современник Татищева, историк XVIII века Болтин. «Когда турецкое войско в 1569 году приходило под Астрахань, тогда призван был с Днепра из Черкас князь Михайло Вишневецкий с пятью тысячами запорожских казаков, которые, совокупясь с донскими, великую победу на сухом пути и на море в лодках над турками одержали.
Из сих черкаских казаков большая часть осталась на Дону и построили себе особливый городок, назвав его Черкасским». Этот «особливый городок» на Дону представлял собой не что иное, как Запорожскую Сечь, поскольку в точности повторял свои днепровские аналоги.
Для поселения, как обычно, был выбран остров, защищенный со всех сторон водой. Крепость окружал земляной вал. На валу стояли стены с двойным рядом дубовых частоколов, набитых внутри землей. Крепость дополняли деревянные башни и ров, заполненный водой. Состоял городок, как и все сечи, из куреней (домов) и землянок.
В административном отношении он также разделялся на курени, которые лишь позже стали называться станицами. Следует отметить, что наряду с россиянами украинские переселенцы и в дальнейшем непрерывно пополняли население Дона. Именно этим объясняется нерушимый военный союз донских казаков с запорожскими..
Чортомлыкская Сечь.Пятая Запорожская Сечь находилась на реке Чортомлыке (1652— 1709)
|