Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Жизнь" после смерти или какова она "народная любовь


Не так уж много в украинском народном фольклоре конкретных личностей, которым посвящены народные легенды и пересказы. Сирко – один из таких героев. В этих легендах ему в частности приписывали умение оборачиваться на животных, завораживать шары, одним словом, все качества казака-волшебника (см. легенды "Кошовий Сірко", Долгорукий і Сірко", "Превеликий характерник", "Як Сірко переміг татар", "Його жахались вороги", "Сила Сіркової руки", "Заповідь Сірка", "Сірентій Правопоручник", "Великий воїн") . Ходили легенды, будто запорожцы после смерти своего знаменитого вождя пять лет возили его тело в гробу и суходолом, и водой, твердо убежденные, что Сирко и мертвый приводит страх на врагов и что с ним, даже мертвым, можно побеждать басурман. Да и сейчас еще деды рассказывают, что после смерти Сирка казаки отрезали его правую руку, с ней ходили на войну и в случае беды выставляли ее заведомо, приказывая: "Стой, душа и рука Сиркова с нами!" И на те слова враги, будто зайцы, убегали прочь от казаков. Только со временем, когда и самая Сечь уже была снесена и все Запорожье разрушенное, казаки похоронили руку Сирка. Существует легенда, что в разгар кампании 1812 года только что назначенный главнокомандующим Михаил Кутузов, обходя строй, встретил дюжину казаков из Капуловки, известных ему по прежним походам. Пригласив старых вояк в шатер и разговорившись с ними, полководец выведал у них тайну неизменных казацких побед. Срочно была снаряжена экспедиция в Капуловку и после долгих увещеваний и взываний к патриотизму хранителя останков Ивана Сирко, тот выдал под личные гарантии Михаила Илларионовича правую руку покойного. Реликвию обнесли вокруг занятой Наполеоном Москвы, после чего судьба французов в России была предрешена. Легенда впечатляет, но все же трудно поверить, что казаки, будучи добрыми христианами, проводили подобные эксперименты. Похождения Сирка не закончились даже после кончины. Лишь в 2000 году прах Сирко воссоединился и окончательно обрел покой в высоком кургане под селом Капуловка Никопольского района. Его могила дважды осквернялась. Первый раз это произошло в 1709 году, по приказу Петра I, а второй – после падения сечи в 1775 году. Тогда на Чертомлыцком сечевом кладбище солдаты устроили веселую потеху. Разрывались казацкие могилы, трупам отрубались головы… Одна из легенд рассказывает, что Сирко как кошевой атаман был похоронен по особому обычаю. Дубовый гроб ставился прямо на землю, и многотысячная вереница людей шапками насыпала над ним высокий курган, раскопать который было куда труднее, чем обычное захоронение. Утомившись от работы с наступлением сумерек, а возможно, испугавшись дождя, враги отправились спать, оставив у разрытого кургана немногочисленный караул. Наутро он оказался перебитым, а гроб с останками Сирко – увезен в очередное казацкое пристанище. Долгое время мертвый атаман путешествовал по чужбине, и даже после возвращения на родину не сразу был предан земле. По преданию, гроб долгое время сохранялся в «клуне» одного из преданных крестьян. Большего доверия заслуживает легенда о том, что после окончания войны в 1813 году к Екатеринославскому губернатору прибыла группа казаков с письмом от фельдмаршала Кутузова, содержащим ходатайство о захоронении останков атамана Сирко. Новое погребение состоялось в 1836 году на окраине Капуловки, на месте, позднее получившем название Панские кручи. По еще одной версии, могила здесь появилась значительно раньше, сразу после возвращения казаков из турецкого изгнания. В 1732 году казаки получили «высочайшее прощение» от Анны Иоановны, что позволило им в 1734 году основать новую Покровскую сечь на реке Подпольной. В это время и было совершено захоронение Ивана Сирко на Панских кручах. В этом случае приходится признать, что прах атамана был извлечен из земли, скорее всего, еще при Петре, а древний надгробный камень, украшающий ныне новую могилу, имеет еще более давнюю историю. Ошибка в дате смерти, обозначенной на камне (4 мая вместо 1 августа), как раз и объясняется тем, что перезахоронение состоялось в мае. В начале 50-х годов прошлого века, Великий луг исчез под водами искусственно созданного Каховского моря. А в 1967 году в связи с продолжающимися береговыми оползнями руководством района было принято решение о перенесении могилы Ивана Сирко на ее нынешнее место. Этот курган был известен в народе под названием Баба-могила из-за половецкого изваяния, венчавшего его еще в 1900-х годах. Он имеет доскифское происхождение и относится археологами к бронзовой эпохе. Отсюда его второе название – Бронзовик. По легенде, казаки назначали здесь свидания своим подругам, коим вход на территорию сечи был строжайше запрещен. Особой позиции придерживался Киев. Там считали, что останки Сирко должны быть отправлены в Пантеон кошевых, который предполагалось организовать в Запорожье на острове Хортица. Вряд ли стоит комментировать столь «мудрое» решение. Достаточно упомянуть, что областные и районные власти, а также общественность Капуловки категорически ему воспротивились. Однако и местное руководство не сумело решить проблему перезахоронения достаточно деликатно. По воспоминаниям жителей села, раскопки прежней могилы велись крайне грубо и непрофессионально. Археолог из Днепропетровска, возглавлявшая экспедицию, называла казаков «алкашами» и «пьянчугами». Похоже, она совершенно не была знакома с традициями захоронения казачьих атаманов. В конце ноября при дожде и холодном ветре в свете автомобильных фар бульдозер зацепил крышку гроба, которая, сместившись, раздробила лицевые кости погребенного. По свидетельству очевидцев, скелет сохранился прекрасно. Он принадлежал невысокому, но весьма крепкому человеку, с характерными утолщениями на костях в местах крепления мышц. Следы боевых увечий, о которых известно по письменным источникам, не оставляли сомнений в том, что останки принадлежат легендарному атаману. На костях сохранились остатки пояса, шапки и казацкой сабли. Две ночи праху вернувшегося из небытия вождя пришлось провести в колхозной конторе, у дверей которой была выставлена охрана. Однако она не помешала ретивой археологине подменить изувеченный череп на другой, обнаруженный при раскопках Бронзовика. Как оказалось, ее поступок был продиктован желанием восстановить исторический облик народного героя. Сделать это по тем временам могли лишь в лаборатории пластической реконструкции института этнографии им. Миклухо-Маклая в Ленинграде. Туда тайно и был направлен похищенный череп. Ученице профессора Герасимова Лебединской мы обязаны тем, что истинные черты Ивана Сирко стало возможным воплотить в металле. Позднее специалисты говорили, что в Питер достаточно было послать гипсовую копию. Забавно, что народная молва упорно приписывает похищение черепа двум другим «радетелям за историческую правду» - Михаилу Кикотю и Николаю Галайде. Первый из них руководил процедурой перезахоронения, находясь на посту зампреда райисполкома по культуре, второй возглавлял колхоз им. Горького, на землях которого разворачивалась археологическая эпопея. Как вспоминают односельчане, ни тот, ни другой ничего толкового для дела не совершили. Напротив, Галайда называл Сирко бандитом и упорно отказывался перенести подальше навозохранилище, расположенное в непосредственной близости от новой могилы. Возвращаясь к истории злополучного черепа, заметим, что из Питера вовсе не спешили вернуть реликвию в Украину. Вряд ли здесь стоит подозревать злой умысел. Скорее «экспонат» просто затерялся в запасниках студии. Его возвращение заняло около четверти века и стало возможным благодаря местным краеведам и сотрудникам исторического журнала «Памятники Украины». Привезен череп был в 1990 году к празднованию 500-летия запорожского казачества. Однако по непонятным причинам сразу захоронен не был, а еще долгое время провел в сейфе должностного лица татарской национальности. В Капуловке горько шутили, что гроза татар Иван Сирко нежданно - негаданно попал в татарский плен. Только летом 2000 года было принято решение о дозахоронении черепа казачьего атамана Ивана Сирка вместе с другими останками в кургане Баба-могила. Однако и здесь не обошлось без сложностей. Местным историческим патриотам во главе с бывшим учителем истории Капуловской средней школы Леонидом Бурдой никак не удавалось убедить руководителей операции, что дозахороненение нужно провести по всем правилам, то есть следовало извлечь гроб, удалить оттуда «неродной» череп, поместить останки в новый саркофаг и лишь потом снова придать земле. Начальство предполагало просто поместить череп в металлический контейнер и замуровать его в курган. К гробу пришлось подбираться сбоку, так как сверху этому мешали бетонные стяжки и гранитные плиты. Археолог в специальном костюме биологической защиты долго шарил в дыре, проделанной в гробу, после чего смущенно развел руками и произнес: «Похоже здесь ноги!». Дело в том, что по христианскому обычаю, покойников хоронят головой на запад. Но при предыдущем захоронении в 1967 году этот обычай был нарушен, что и ввело в заблуждение эксгуматоров. Только теперь было решено извлечь гроб целиком и сделать все, как положено. И законный обмен мертвых голов, наконец, состоялся. Так в очередной раз обрел покой легендарный казацкий атаман Иван Сирко. Хотелось бы верить, что навсегда.

Категория: Мои статьи | Добавил: hohol (09.06.2010)
Просмотров: 775 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость