Каталог статей

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 168
Показано материалов: 81-90
Страницы: « 1 2 ... 7 8 9 10 11 ... 16 17 »

ОБРАЗ ЖИЗНИ Нынешние этнические и «прочие» казаки спорят и дискуссируют о предназначении современного казачества, а как говорил «дедушка» Карамзин: «Чтобы понять предназначение народа или страны, нужно хорошо знать их историю…». Но будем исходить из того, что прошлое казачества да и вообще России туманно и спорно, тогда заглянем в учебники Историки «советских» времён: «Были племена Руссов и Россов… Люди селились родами, род землепашцев-ремесленников и рода воинов-кочевников. Со временем рода объединялись (воины охраняли землепашцев, в обмен на пропитание), образуя городки, обнесенные простым частоколом или бревенчатыми стенами особой конструкции для защиты от набегов животных и воинствующих племён». Раз известно, что казакам было запрещено заниматься земледелием, то выходит, что, опираясь даже лишь на факты истории, приходишь к выводу, что казаки были воинствующим народом. К тому же у них при крещении ребёнка (мальчика), отец сажал его на коня, а в низовьях Дона и на Кавказе (помимо этого) ребёнку в люльку клали освещённый в церкви кинжал или нож в кожаных ножнах. Явно, что земледельцам и простым обывателям такие обычаи ни к чему (к тому же «беглым холопам»). Выходит, что отцы с рождения вырабатывали у своих детей (как сказал бы академик Павлов) устойчивый рефлекс – БЫТЬ ВСЕГДА ПРИ ОРУЖИИ! Вспомните печать Донских казаков: «Голый казак на бочке, но с оружием в обеих руках». Главными средствами существования казаков были охота, ловля рыбы, скотоводство и военная добыча. Земледелие до 1695 года среди казаков было под строгим запретом. Всё мужское население обязано было служить. В самостоятельные походы и в состав войск Российского государства, в качестве «иррегулярных» (то есть не регулярных - именно таковыми были казачьи соединения до революции 1917 года) уходило не больше 2/3 боевого состава станицы или хутора, а 1/3 оставалась для защиты своих земель и замены полевых полков после трёхлетнего пребывания их в походе. Казаки успешно справлялись со своей задачей до рассказачивания. Атаман обязан знать, сколько в его общине сирот, издавна они именовались «атаманскими детьми», о них заботились всей общиной. Старики следили, чтобы сирот не обижали, крестные следили за их нравственностью и физическим здоровьем. Особо одаренные сироты и казаки отправлялись за казенный счет учиться. Детских садов у казаков не было, их заменяли Старейшины – сход старых казаков хутора или станицы. Они следили за соблюдением всех традиций (обычаев) в своём селении и в воспитании детей, разрешали споры и конфликты и назначали наказания. Казачья пища. Основой питания казачьей семьи являлись пшеничный хлеб, рыба, продукты животноводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку (предварительная обжарка овощей применялась исключительно в казачьих семьях и до сих пор используется потомками казаков). Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино. Казаки ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем другие народы России. Очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям. В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги». Чуб, хохол, горшок, скобка и оселедец. Особой легендой овеян знаменитый казачий чуб и косо посаженная фуражка. Хотя никаких специальных указаний по этому поводу не имелось, казаки упорно носили чубы и заламывали шапки на ухо. Легенда же сообщает, что на Дону всегда существовал закон личной неприкосновенности всякого, кто пришел просить убежища и защиты у казаков. «С Дона выдачи нет!» Этот принцип соблюдался на протяжении столетий, особенно ярко это проявилось в Гражданскую войну, когда вся гонимая истребляемая Россия искала убежища у казаков. На Дону никогда не спрашивали беженца, откуда он, что совершил, даже имени — пока сам не скажет, не пытали. Укрывали, кормили, защищали. И горе было тому, кто нарушал законы гостеприимства или пытался насадить среди казачества чуждые им принципы и взгляды, «посеять соблазны». Такой человек бесследно исчезал в степях. В древности казаки носили три широко известные прически. Казаки-черкасы оставляли хохол по всей гладко выбритой голове (похожая на эту современная прическа называется «ирокез»), он дал основание для насмешливого прозвища украинцев. Такую прическу носили казаки, прошедшие инициацию, т. е. обряд посвящения мальчика в мужчины. Любопытно, что у соседей казаков — персов само слово «казак» и означает «хохолок». Вторая редкая прическа — оселедец, которую носили только воины. Оставление одной пряди волос на выбритой голове — обряд, восходящий к древнейшим временам. Так, у норманов «оселедец» означал посвящение одноглазому богу Одину, его носили воины — слуги Одина, и сам бог. Известно, что славяне-язычники, воины Святослава Киевского, тоже носили оселедцы. Впоследствии «оселедец» стал символом принадлежности к воинскому ордену запорожцев. Первые две прически были распространены среди славян Сабиров или Северов (см. Северщина на Украине, Новгород-Северский, Северский Донец). Казаки среднего Дона, Терека и Яика стриглись в «скобку», когда волосы подстригались в кружок — одинаково спереди и сзади. Эта прическа называлась «под горшок», «под арбузную корку» и т. д. Обычай стричь волосы выделял казаков из среды хазар и, впоследствии, половцев, которые носили косы. Срезанные волосы в правилах всех древнейших магий имеют огромную силу, поэтому их тщательно прятали: закапывали в землю, опасаясь, что волосы попадут к врагу и тот совершит над ними заклинания, причиняющие порчу. Во всех казачьих землях сохранился древнейший обычай первой стрижки ребенка. Когда мальчику исполняется год, крестная мать, в окружении женщин-родственниц, но без матери родной, которая не присутствует и при крещении ребенка, усаживает его на кошму и первый раз в жизни стрижет. Здесь уместно заметить, что чубы казаки носили на левую сторону, так как считалось что с леву у человека чёрта (который на худое (плохое) дело толкает), а справа ангел (который на добро вдохновляет). Вот казаки этим чубом как бы и смахивают чёрта. А вот древний обычай, связанный с волосами: когда казаки хоронили друга, чаще всего предательски убитого, то бросали в могилу пряди волос, срезанные или вырванные из чубов, что означало их клятву мстить врагу без пощады.Вырванная из чуба прядь всегда означала «проклятие», потому что, чуб у казаков означал связь с богом, и считалось, что за чуб Бог во время битвы, вытащит казака в рай. Помните, у Н. В. Гоголя о предателе Андрие: «Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чупрыны и проклянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына». Однако казаки, вырывавшие в знак проклятия пряди волос, знали, что Бог запрещает мстить! И потому считали проклятыми и себя. Решившись на месть, они понимали свою обреченность. «Я — человек конченный! — говорил в таких случаях казак. — И не будет мне покоя ни на том, ни на этом свете...» Кстати, ведь и гоголевский Тарас погиб...
Мои статьи | Просмотров: 6744 | Добавил: hohol | Дата: 05.07.2010 | Комментарии (0)

Десять заповедей Божиих 1. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иные разве Мене (кроме Меня). 2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика (что) на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею да не поклонишися им, и не послужиши им. 3. Не прнемли (не произноси) имене Господа Бога Твоего всуе (напрасно). 4. Помни день субботний, еже святити (чтобы святить) его: шесть дней делай и сотвориша в них вся дела твои, день же седьмой суббота Господу Богу Твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори (не прелюбодействуй). 8. Не укради. 9. Не послушействуй на друга твоего свидетельства ложна (не произноси ложного свидетельства на ближнего своего). 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни всякого скота его, ни всего, елико суть ближняго твоего

Мои статьи | Просмотров: 1453 | Добавил: hohol | Дата: 01.07.2010 | Комментарии (0)

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим. 2. Безмерное почитание гостя. 3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). Казак и родители Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной. Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения. Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни. Отношение к старшим Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки». Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
Мои статьи | Просмотров: 4337 | Добавил: hohol | Дата: 01.07.2010 | Комментарии (0)

Ура́льские казаки́ (ура́льцы) или Ура́льское каза́чье во́йско (до 1775 и в 1917 — Яи́цкое каза́чье во́йско) - группа казаков в Российской империи, II по старшинству в казачьих войсках. Историческое самоназвание уральцев — казара[1] Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-восточная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик).Старшинство с 9 июля 1591 года. Войсковой штаб — Уральск (до 1775 назывался Яицкий городок). Войсковой праздник, войсковой круг 8 (21 по новому стилю) ноября, день св.Архангела Михаила. . Уральские казаки в походе По историческому преданию, приводимому во всех исследованиях об Уральском казачьем войске, говорится о том, что в XV—XVI веках яицкие казаки не имели постоянных семей. Жену казак привозил из набега, а отправляясь в другой, бросал её, «добывая» себе новую. Но однажды, среди казаков на Яике появился Гугня, пришёл он то ли с Дону, то ли с других мест, но главное, что пришёл он со своей женой и бросать её не соглашался. С этой Гугнихи якобы старый обычай был оставлен. Скорее всего, что легенда эта имела под собой реальные основания, до самого XIX века уральские казачки ставили в церквях свечи в память о бабушке Гугнихе. Уральские казаки участвовали во всех азиатских походах России Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых (В 1891 году Войско торжественно отмечало 300 лет служения московскому царю, по этому случаю был заложен храм Христа-Спасителя). В 1718 году правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена. После чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.

Мои статьи | Просмотров: 2388 | Добавил: hohol | Дата: 01.07.2010 | Комментарии (0)

Геополитические волны Черного моря Неслучайно первые упоминания об украинских казаках связаны с водной стихией. Моря и реки – древнейшие транспортные магистрали, благодаря которым стали возможными путешествия на дальние расстояния. По Днепру проходил путь «из варяг в греки», соединявший Северную Европу с Ближним Востоком и Великим шелковым путем. Для первых князей киевских Днепр был не только нитью, связывавшей восточнославянские земли в одно государство, но и выходом на большое геополитическое пространство через Черное море. Уже тогда Азово-Черноморское побережье обозначилось как естественная граница Киевского государства. Галицко-Волынская держава закрепилась в Северо-Западном Причерноморье, а на востоке появилось Тмутараканское княжество. Монгольское нашествие и золотоордынское иго надолго отбросили наших предков от естественных южных границ. В XV веке от слабеющей Золотой Орды отделилось Крымское ханство, которое в 1475 году было покорено могущественной Османской империей. С того времени почти три столетия Черное море со всех сторон окружали турецкие владения. Турки-османы называли его своей «чистой и непорочной девицей», к которой ни один «неверный» не имел права прикасаться. Украинские казаки были первыми, кто проник в этот турецкий «гарем», подчас становясь его обладателями. От плавней – к морю Не совсем правильно представлять запорожского казака только как всадника, неразлучного со своим боевым спутником-конем. До середины XVII века у запорожцев не было полноценной кавалерии. Казаки не имели средств, чтобы обзавестись боевыми лошадьми. В бой они зачастую шли пешими. И все же казакам удавалось колонизировать татарскую степь. Они ходили на лодках по Днепру, высаживались на берег, громили татарские аулы. Снующие по рекам казаки стали наказанием господним для кочевых татар и ногайцев. Наиболее опасными были берега рек, куда кочевники пригоняли скот на водопой. Польский хронист Мартин Бельский свидетельствовал, что казаки «причиняют очень часто большую беду татарам и туркам и… в полях немало брали добычи, так что теперь и турки, и татары опасаются далеко выгонять овец и рогатый скот на пастбище, как они прежде пасли, также не пасут они скота нигде… на расстоянии десяти миль от берега». Появление казаков в низовьях Днепра существенно изменило уклад жизни турок и татар. Первые казаки были уходниками, которые с весны до осени жили в низовьях Днепра, а на зиму возвращались к своим семьям в отдаленную от степи Городовую Украину. «Хозяйничанье» казаков привело к тому, что у татар изменился ритм кочевания. Раньше они выходили на кочевку весной и двигались на север, где солнце меньше высушивало травы, а затем, когда потравленная их скотом трава снова отрастала, к осени возвращались на юг. Теперь же кочевники сбились с отлаженного веками ритма: зима проходила у них на севере, в днепровских плавнях, а к весне они, панически боясь казаков, тянулись к югу. Турки и крымские татары представляли Запорожье как страшную пустыню Хейхат. Чем-то вроде проклятия было выражение: «Вот брошу тебя в пустыне Хейхат, там – холодный ад!». Дикое Поле диктовало свой порядок жизни. Жестокость порождала жестокость, ответом на грабежи был грабеж. Турки и татары, совершая разрушительные набеги на Украину, сами страдали от не менее разрушительных рейдов запорожцев. Но при этом на степном пограничье существовал и неписаный кодекс чести. Считалось позором нападать на тех, кто пострадал от стихийного бедствия, засухи или зимних метелей. Жизнь в Диком Поле была жестокой, но не лишенной общих для всех норм морали и этикета.
Мои статьи | Просмотров: 1005 | Добавил: hohol | Дата: 29.06.2010 | Комментарии (0)

Чайка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI—XVII вв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Чёлн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10–15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4–6 фальконетов (пушки калибром 30 мм). На борту имелся достаточный для длительных морских походов запас оружия и провианта. Вместе с чайками казаки использовали и другие лодки, как речные так и морские и с другими названиями: дубы (их делали из дуба) и байдаки.Содержание [показать] [править] Происхожение названия Существуют несколько версий происхождения названия «чайка»: Название происходит от птицы чайки и подчеркивает легкость, быстроходность и манёвренность лодки. «Чайка» происходит от татарского «каик» «чаик», то есть «круглая лодка». Название пошло от старорусского названия мелкого судна «шайка», которое широко применялось ушкуйниками (из-за разбойничих повадок ушкуйников название корабля перенесли и на его команду). [править] Конструкция Схожая по конструкции долбленная лодка использованная американскими индейцами Основой построения чаек был киль длиной около 15 метров, который изготавливался из липы, вербы или дуба. На его основе возводился корпус — ставились шпангоуты и наращивались борта до тех пор, пока чайка не достигала 20 метров в длину и 4 метра в ширину (при высоте около 4 метров). Борт делали из сосновых досок длиной от 320 до 380 см. Доски очень плотно прибивались одна на другую. Вёсельное вооружение чайки обычно составляло 10–15 пар вёсел. Примечательно, что на чайках обычно устанавливалось два руля — спереди и сзади. Это многократно ускоряло разворот, так как для смены курса на противоположный достаточно было лишь начать грести в другом направлении. Палуба на чайках отсутствовала. Для гребцов внутри лодки сооружались скамьи (из расчёта 2 человека на весло). Снаружи лодка с помощью древесины из липового лыка или дикой вишни обвязывалась снопами камыша. Обвязка резко повышала плавучесть лодки, позволяя ей оставаться на плаву даже будучи заполненной водой. Также вязки камыша защищали экипаж от низколетящих пуль, выполняли роль буфера при швартовании. Парусное вооружение использовалось лишь в качестве дополнительного движителя. Мачту и парус ставили лишь при благоприятном ветре. Наличие складной мачты позволяло чайке быть очень незаметной в случае засады или при подкрадывании к противнику. Скорость чайки на воде была весьма значительной. Судя по имеющимся упоминаниям[источник не указан 405 дней], казаки доходили от устья Днепра до Анатолии за 36–40 часов. Следовательно, скорость чайки составляла приблизительно 13–15 км/ч, что без труда позволяло ей уходить от медленных турецких галер. Существуют упоминания[1] о том, что чайки использовались как некий прообраз подводных лодок — команда переворачивала лодку вверх днищем, пряталась под неё, и в таком положении незаметно подкрадывалась к противнику. Также в 1820 году французский морской историк Монжери в книге «О подводном мореплавании и войне» утверждал: Запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться под воду, преодолевая большие расстояния, а затем, поднявшись на поверхность моря, уходили в обратном направлении под парусами. Исследователи сходятся во мнениях что описанное является преувеличением, и судя по всему казаки просто переворачивали лодки и укрывались под ними для незаметного подкрадывания к противнику.
Мои статьи | Просмотров: 2135 | Добавил: hohol | Дата: 29.06.2010 | Комментарии (0)

Самый ранний по дате морской поход запорожцев датирован в летописях 1492 годом. Это был набег на Тягинь. Кстати, в этот же год Колумб впервые достиг островов Центральной Америки, так что, эта дата символична, несмотря на то, что случайно дошла до историков, которые предполагали, что подобные плавания казаки предпринимали минимум с середины XV века. По свидетельству французского инженера при польском дворе Гийома Левассера де Боплана казаки делали суда, которые называли «чайками», длинною в 60 футов и 12 футов в ширину, и 12 футов в высоту. Эти корабли не имели киля, а их борта представляли собой сбитые внахлест гвоздями доски. Вдоль бортов крепились копны сухого камыша толщиной с бочонок, обвязанные липовым лыком. Камыш обеспечивал остойчивость и непотопляемость, так как палубы не было, и в бурю волны перехлестывали через борт. А благодаря камышу судно держалось на плаву, как пробка. На этих кораблях имелись переборки и скамьи для гребцов, два руля, один на корме, другой на носу. На каждом борту было по 10–15 пар весел. Мачта с одним прямым парусом, который поднимали лишь при попутном ветре. С точки зрения европейских кораблестроителей – суда запорожцев были примитивными, однако они вполне отвечали целям и задачам казаков. Им нужен был легкий, мобильный, непотопляемый флот для каждого похода. И «чайки» прекрасно отвечали всем этим требованиям, поэтому никакие западноевропейские корабли им были не нужны. «А нащо нам вони? Хиба ж и так турка не бьёмо?» Но известно также, что к концу XVII века запорожцы стали строить и совершенно другие суда, чье парусное вооружение было сходно с флибустьерской шхуной. Такие суда они называли «дуб». «Дуб» имел длину до 20 метров, палубу и две мачты. Однако именно «чайкам» обязаны запорожцы своей славой морских разбойников и тем, что чувствовали себя хозяевами Черного моря
Мои статьи | Просмотров: 1635 | Добавил: hohol | Дата: 29.06.2010 | Комментарии (0)

Краткий очерк о многолетней истории борьбы казачьей земли Великого Войска Донского с татарами и турками. Для того чтобы выйти в Азовское море, донцам нужно было с боем прорваться мимо береговых укреплений Азова, и не напороться на турецкую эскадру. А чтобы попасть в Черное, пройти еще и мимо укреплений Керчи. Как видите, донские казаки по сравнению с днепровскими (запорожскими) должны были преодолеть двойную, если не тройную преграду. Поэтому их морские походы были не столь многочисленными и частыми, но не менее славными. Нередко донцы соединялись с запорожцами, чтобы «добывать турка» на море. Документов о морских походах и судостроении донских казаков сохранилось мало, так как архив древних актов Донского Войска сгорел в начале XVIII века. Однако некоторые исследователи предполагают, что казаки освоили судоходство по Дону и Азовскому морю еще во времена Киевской Руси. Одним из первых документов является упоминание о том, что в апреле 1389 года митрополит Пимен рекою Доном плыл на казачьих судах в Царьград. А первое известие, дошедшее до нас, о крупной победе донцов на море относится к 1574 году. Тогда казаки с боем миновали Азов, вышли в Черное море и сожгли татарский город Белгород-Днестровский. Подобные морские походы на турок и татар повторялись в 1578, 1583, 1586 и 1590 годах. В январе 1591 года флотилия донских стругов снова прорвалась мимо береговых укреплений Азова, и, выйдя в море, дошла до Крыма и напала на Кафу. Видимо, было взято очень много добычи, поскольку казаки затем дважды проделывали подобный рискованный поход в 1595 и в 1599 годах, тревожа крымское побережье. Однако с началом XVII века донцы надолго забыли о морских набегах на татар и турков, так как на Руси наступило Смутное время. Также как запорожцы были отвлечены освободительной войной Богдана Хмельницкого, так и донцы переключились на сухопутные операции, приняв самое деятельное участие в борьбе за власть в Московском княжестве, где любому лихому молодцу находилось и дело, и добыча. Только после утверждения в Москве новой династии Романовых, казаки вернулись домой на Дон, и снова превратились из кавалеристов в моряков. Их первый крупный поход прошел в 1614 году по старинному испытанному сценарию. Казацкие суда ночью прошли незамеченными мимо пушек Азова, вышли в Азовское море и напали на побережье Крыма, взяв много добычи. Однако по возвращении их струги неожиданно наткнулись в Азовском море на турецкий флот адмирала Шакшака Ибрагим-паши. Пушечным огнем было уничтожено множество стругов, в плен взято более сорока человек, и спастись удалось лишь немногим. В следующем году донцы на 70 стругах 12 дней безуспешно пытались прорваться мимо Азова, а затем ушли по второму пути — через реку Миус. Выйдя в море, они потопили несколько турецких судов, разорили крымский берег, и выжгли предместья Кафы, не сумев взять сам город. Весной 1621 года объединенный отряд из 1300 донских и 400 запорожских казаков с атаманами Сулимой, Шилом и Яцком отправились в Черное море к берегам Турции, разграбили город Ризу и дворец местного паши, однако понесли большие потери при штурме. Выйдя в море, их флотилия попала в сильный шторм, который потопил немало стругов, поэтому уставшие от стихии казаки не смогли достойно принять бой, когда их на 27 галерах нагнал турецкий флот. Только 300 донцов и три десятка запорожцев вернулись домой на 8 стругах и чайках. Несмотря на столь значительное поражение, желание отомстить у казаков осталось.
Мои статьи | Просмотров: 1954 | Добавил: hohol | Дата: 29.06.2010 | Комментарии (0)

Ни для кого не секрет, что наше общество вступило в новую фазу развития и позитивные сдвиги в народном сознании следуют за общественными потрясениями, находясь в прямой пропорциональности от последних. Суровая реальность вдребезги разбивает многолетние напластования лжи и все больше людей обретают самое главное - позитивное сознание, основанное на знании и вере. Но неудивительно, что есть и те, кто по инерции продолжает выказывать упаднические настроения. Про них сложена английская пословица: "Оптимист говорит, что стакан наполовину полон, а пессимист - что наполовину пуст". Такие люди просто по настройке своего сознания в любой хорошей новости, ситуации, организации увидят черные пятна. Они согласны с тем, что народ наш сплачивается, все больше парней начинают заниматься спортом и вступать в патриотические организации, но при этом они кивают на агрессивных, сплоченных и спортивных оккупантов: мол, слишком мало у нас бойцов. Думается, что такие мнения происходят лишь от недостаточного знания истории. Наверное, Россия – наиболее часто воевавшая страна, причем войны эти по большей части велись на нашей территории. В нашей стране военные всегда были покрыты почетом и мы – их прямые потомки, их дух и военное умение в наших генах. Восточные славяне с древнейших времен могли позволить себе лишь небольшие дружины профессиональных воинов, но эти люди, сплоченные и закаленные, творили поистине чудеса. Повторяю: наши с вами прямые предки. Здесь пессимист опять вздохнет и вынужденно признает: да, были, но когда это было? Мы же выродились, спились, наша молодежь чахла и сутула, а дети пришельцев занимаются спортом по два раза в день, у них есть материальные средства, оружие и т.п. Но эту ошибочную точку зрения отлично опровергают хотя бы недавние события: победа пяти русских мужчин над толпой татарских бандитов в Крыму (при пятикратном перевесе со стороны врага), победа троих тверских «рукопашников» над приблизительно двадцатью незваными гостями (семикратный перевес). Бьют не числом, а умением, - говорили наши предки. И еще: не в силе Бог, а в правде. Стоит лишь впитать эти принципы, сделать их частью себя и тогда любой бой будет восприниматься не как спортивный, где здоровяк всегда побьет маленького, а двое победят одного, а как борьба Правды с Кривдой, где главное – кто прав. Еще одним немаловажным фактором для мужчин всегда являлась репутация: горше смерти считалось опозорить свой род, своих предков и, конечно же, свою веру. И сознание этого толкало наших пращуров на немыслимые с точки зрения некоторых измельчавших потомков подвиги. И следующими рассказами нам хотелось бы пробудить в читателе эту неразрывную связь поколений, попытаться представить своих предков воочию – людей, от которых ты произошел, свой корень и осознать силу, которая была в них и есть в нас и ответственность, которую так четко они ощущали… И рассказ про Азов выбран неслучайно – 26-го сентября очередная годовщина этого «дивного подвига», победы русских рыцарей над воинством тьмы. АЗОВСКОЕ СИДЕНЬЕ Древний Азов был построен еще греками – опытные торговцы, они знали, где ставить города и не просчитались. Город привлекал к себе обширную торговлю. Его завоевывал еще Митридат в 115-ом году до Р.Х., затем им владели сарматы, гунны, хазары и печенеги. В 10-ом веке Азов попадает под власть крестителя Руси князя Владимира, который отдал его вместе с Тмутараканью своему сыну Мстиславу. В 1067 г. город захватили половцы. В 13-ом веке Азов перешел к генуэзцам, в 1395 г. был срыт до основания Тамерланом и опять восстановлен генуэзцами. В 1471 г. Азов взяли турки и этот город сделался главным их северным форпостом и центром работорговли, опираясь на который они вели нападения на южные окраины Руси, захватывая в плен десятки тысяч русских людей, которых они потом продавали и держали в плену, всячески согласно своему азиатскому менталитету над ними издеваясь. Покупатели кастрировали мужчин, отдавая их на галеры гребцами, где они вскоре умирали от непосильного труда и ужасающих условий, насиловали жен и дочерей на глазах мужей и отцов, обрезали детей, которых потом делали янычарами – душевно искалеченными людьми, а стариков отдавали на потеху своим сыновьям, которые стреляли в них, сбрасывали со скал и травили собаками. При этом, если мучимый человек издавал хотя бы возглас, его насильно обрезали, а если славил Христа, то сжигали заживо. (И их (азиатов) потомки также отлично сохранили все черты своих предков.) Происходило все это почти на глазах «низовых» донских казаков, проживавших совсем недалеко от Азова. Как потом говорили казаки в своем послании царю Михаилу Федоровичу: «…мы всем войском сделали приговор промышлять над басурманами, сколько попустит Бог. Государь! – мы, сыны России, могли ли без сокрушения смотреть, как в глазах наших лилась кровь Христианская, как влеклись на позор и рабство старцы, жены с младенцами и девы? Не имея сил далее терпеть азовцам, мы начали войну правую, с Божьей помощью овладели городом, побили неверных за их неправды и Православных освободили из плена». Это и было главной причиной взятия Азова. До того казаки несколько раз предпринимали такие попытки, но неудачно. Остальные же причины были такие: турки не пускали казаков в море для ловли рыбы, торговли и походов и вдобавок «низовые» казаки считали этот город своим, ведя свое происхождение от древних жителей Танаиса. Итак, зимой 1637-го года казаки собрали общевойсковой круг в Монастырском городке, где войсковой атаман Михаил Татаринов предложил Азов взять. При почти единодушном согласии начались приготовления. В те времена казакам под страхом смерти запрещалось заниматься хлебопашеством – чтоб не размякли и больше воевали. Поэтому казаки стали в некотором роде зависимы от царя, который посылал им хлебные припасы, оружие и заряды, а также деньги в награду за службу. Поэтому в Москву послали посольство с атаманом Иваном Каторжным во главе.
Мои статьи | Просмотров: 1054 | Добавил: hohol | Дата: 29.06.2010 | Комментарии (0)

Донскими казаками было задумано важное предприятие - захват Азова, и к этому походу началась тщательная подготовка. Не было достаточно боевых припасов, и казаки с этой целью отправили в Москву станицу с атаманом Иваном Каторжным с просьбой, в которой писалось: "В прошлом 1636 году твоего жалованья государь не было и мы помираем голодною смертию, наги, босы и голодны, взять кроме твоей государевой милости, негде. Многие орды на нас похваляются, хотят под наши казачьи городки войной приходить, и наши нижние городки разорить, а у нас свинцу, ядер и зелья нет. В окраинных городках целовальники стали брать пошлины с казаков". Государь пожаловал и велел послать казакам с запасами дворянина Степана Чирикова, который должен был на Дону встретить ехавшего из Константинополя в Москву турецкого посла Кантакузена. Отправив Каторжного в Москву, казаки зимою 1637 года послали, по всем городам повестку с приказом всем наличным казакам от всех верховых городков и по всем речкам быть в нижнем городке на съезде. Но в повестке делалось оговорка, что кто не явится, то "нетчикам" суда и расправы не будет. При общем наличии 15000 годных к походной жизни казаков на съезд в Монастырском городке собралось около 4000. Но в это время на Дону появились части днепровских казаков. Польша, заключив мирный договор с Турцией, принялась за казаков. Чтобы обеспечить себя от набегов со стороны крымцев и турецких татар, Сеймом решено было построить крепость на правом берегу Днепра, при устье Самары. Для постройки крепости был приглашен француз, Морийон. В 1635 году казаки, возвращаясь из морского похода, бросились на крепость, взяли ее, Морийона зарезали и крепость уничтожили. Против казаков Польшей были посланы войска, казаки потерпели поражение, а атаман Сулима был взят в плен и казнен в Варшаве. В Запорожье начались раздоры. Часть казаков присоединилась к турецким войскам против буджатских татар; другая, около тысячи, решила покинуть Запорожье и уйти в Персию. Проходя Дон, они были приглашены донскими казаками на общее собрание, получили предложение остаться на Дону и принять участие в походе на Азов. Запорожцы согласились идти совместно добывать Азов. 9 апреля на Кругу было единодушно принято решение в поход на море не ходить, а идти всем на Азов и взять его. Под Азов была послана разведка для поимки "языка". Вся подготовка велась с расчетом на неожиданность. Азов, - или в древности Танаис, - был построен во времена скифов и сармат и был крупным центром торговли с Грецией и Малой Азией; расположен на берегу Азовского моря. За 115 лет до нашей эры, был занят понтийским царем Митриддатом Понтийским, затем им владели гунны, хозары и печенеги. В исходе Х века он подпал под власть киевского князя Владимира и тот отдал его с Тмутараканским княжеством своему сыну Мстиславу. Около половины XI века был покорен половцами и получил название Азов. В 1471 году Азов был взят турками и превращен в турецкую крепость. Азов расположен на левом берегу р. Дона, в 8 верстах от впадения его в море. Одна половина города расположена внизу у самого Дона, а другая - на высоте. Город имел замкнутую крепостную стену общим обводом в 600 сажен. Со стороны Дона стена достигала 10 сажен высоты. Крепостные рвы имели 4 сажени ширины и 1 с_пол. саж. глубины. Оборонительную силу составляли 11 башен. Азов, превратившийся в турецкую крепость, закрывал вход казакам в Азовское море, от Азова казакам стало тесно, и они решили идти на Азов войною. С 1637 года турки, учитывая значение Азова в войне с казаками, спешно его укрепляли. Все крепостные постройки были обновлены и усилены. Стены были сложены из камня и скреплены глиной; в них не было зубцов. Гарнизон крепости состоял из 4000 отборных янычар и до 1500 разного люда, в общем числе около 5 с половиной тысяч человек. На вооружении имелось 200 пушек разного калибра. Боевыми припасами крепость была обеспечена, как и продовольствием, более, чем на год. По официальным отпискам казаков по поводу похода на Азов видно, что численность казаков, выступивших под Азов, была примерно, в 4000 человек. Но главная их слабость заключалась в том, что они не имели осадной артиллерии. Москва не давала казакам артиллерии, и у них имелось всего 90 пушек разного калибра, большая часть которых не имела приспособлений для передвижения. Все это было добыто у неприятеля, тех же турок.

Мои статьи | Просмотров: 747 | Добавил: hohol | Дата: 29.06.2010 | Комментарии (0)

1-10 11-20 ... 61-70 71-80 81-90 91-100 101-110 ... 151-160 161-168
Приветствую Вас Гость