Каталог статей

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 168
Показано материалов: 161-168
Страницы: « 1 2 ... 15 16 17

КАЗАКИ
— народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между Туранскими племенами скифского народа Сака (на иврите שק/сак – «мешок», но вряд ли целый народ будет называть себя «мешочниками», поэтому Саки – народ, поклоняющийся богу Шкаю - /שקי/Шкай – «Полил, Оросил», ср. Sky – англ. «Небо») и Приазовских племён Кайсаров (от ивритского «כתר - כשר»/Кетар-Кесар – «Коронные-царские» скифы) с некоторой примесью Асов-Аланов {/עשה-עליון/Аса-Алион – «Созданные Всевышним»}. В 1304 году впервые появляется известие о вольных казаках в Запорожье и их атамане Критики. Как указывает Владимир Богуславский, в этих разбойничьих ватажках в ту пору явно преобладал тюркский, а не славянский элемент. Лишь к середине XV века славяне возобладали в степной вольнице, превратившейся в достаточно заметную военную силу, необузданную и никому не подчинявшуюся. По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т. н. хортицкий замок, прототип Запорожской Сечи) — была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года. В настоящее время этот остров носит имя Байды. Казаки собственно низовые (другое название Запорожских) впервые упоминаются в письме великого князя Литовского Сигизмунда Августа «козакам тем, которые, из замков и городов украинских съехавши, на Низу проживают». С середины 1580-х годов низовые (запорожские) казаки именуются сечевыми. Как считается в настоящее время на Украине, имена первых организаторов Войска Запорожского и строителей первой Сечи в источниках не сохранились, характер их первоначальных боевых средств и район первоначальной деятельности запорожцев остаются неизвестными. Однако историк В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» указывал: Первые козаки, зброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили. Питалися козака: "Що то за причина, Що в вас гола голова, А зверху чуприна?" "А причина то така: Як на війні згину - Мене ангел понесе В небо за чуприну"
Мои статьи | Просмотров: 1833 | Добавил: hohol | Дата: 30.04.2010 | Комментарии (0)

Народе без пуття, без честі і поваги,
Без правди у завітах предків диких,
Ти, що постав з безумної одваги
Гірких п'яниць та розбишак великих!
Таким образом было образовано новое казачье Войско – Дунайское, которое составилось из Запорожцев, поселенных поблизости, из греков, сербов, албанцев и румын, служивших еще в 1806 году добровольцами в рядах русской армии, и значительного количества кочующих цыган, причисленных к Войску вместе с землею, по причине малоземелья Дунайских казаков. Казаки Дунайского Войска в количестве около 3 600 душ мужского пола, кроме женщин, поселились в 8 станицах и нескольких хуторах, имея на душу надельной земли около 10 десятин, немного увеличенной впоследствии. Первыми поселениями были станицы: Акмангит, Волонтеровка, Староказачья, Николаевка-Новороссийская и другие. Войско Высочайшим указом освобождено от платежа податей и наделено другими казачьими привилегиями, с обязательством выставлять на военную службу один конный полк пятисотенного состава и один полк такого же состава пеший для крейсерства по Черному морю. Впоследствии было повелено содержать в готовности два конных полка. В 1855 году Дунайское казачье Войско было Высочайше повелено переименовать в Новороссийское, сохранив за ним все пожалованные привилегии и обязанности. Наконец, в царствование Императора Александра Николаевича, – время упразднения многих казачьих Войск и переведения их в крестьянство, – было признано по государственным соображениям уместным переведение Новороссийских казаков на гражданское состояние, что и было произведено в 1868 году с Высочайшего одобрения. Пожалованные Войску Высочайше знамена были сданы в церковь станицы Волонтеровки на вечное хранение. Офицерство причислено к потомственному дворянству Бессарабской губернии и наделено участками в вечное владение из бывшей казачьей земли в количестве 300 десятин на штаб-офицера, 150 десятин на обер-офицера и 75 десятин на зауряд-офицера. Казакам и урядникам даны в вечное владение свои паи, церковные причты получили по 100 десятин земли. Все оружие было передано в местный артиллерийский склад, дела Войска – в штаб Одесского округа, а войсковые капиталы частью пошли на уплату в первые годы по перечислению казаков в крестьяне податей, частью – на переселение на земли бывшего Азовского Войска крестьян и частью – в собственность станиц и церковных причтов. Некоторые казаки Новороссийского Войска переселились на Кубань и причислились к войсковому сословию Кубанского Войска. Азовское казачье Войско При образовании Дунайского казачьего Войска последние из остававшихся еще в пределах Турции казаков, вместе с своим кошевым атаманом Иваном Гладким просили Русского Царя принять их снова в свое подданство и поселить где-нибудь у моря. Во время войны 1828 года казаки эти храбро дрались вместе с русскими войсками против турок и получили за это полное прощение от Императора Николая Павловича, который приказал поселить их по окончании войны в пределах Екатеринославской губернии, крае еще пустынном и необработанном. Новопоселенные казаки основали три станицы: Новоспасскую, Покровскую и Петровскую с многими хуторами и местечко Никольское. Была основана войсковая канцелярия для управления Войском, названным Азовским, образован состав войсковой администрации во главе с войсковым атаманом Гладким, пожалованным в полковники, вырезана земля для паевого довольствия казаков, и новое Войско стало исправно функционировать, исправляя царскую службу. Правительство обратило внимание на прекрасные морские способности казаков и на этих соображениях решило основать из них морские команды для охраны берегов Черного и Азовского морей. Это вскоре было приведено в исполнение, и Азовские казаки на легких лодках рассыпались по обширному побережью Черного моря, ловя контрабандистов и при этом удобном случае наживая копейку про черный день и в свой далеко не полный карман. Храбрость их на море и ловкость в преследовании была поразительна, поэтому правительство не особенно наказывало казаков за мелкие шалости, а в 1837 году для увеличения земельной площади войсковых владений, страдавших малоземельностью, присоединило к составу Войска, вместе с территорией кочующих цыган, чем, впрочем, лишь проиграло,так как цыгане, боявшиеся, Донские областные ведомости № 175/13.08.1913 г. стр. 4 как огня, моря, были только помехой в казачьей службе, требовавшей, кроме сметки, еще и отчаянной храбрости, – качества, неизвестные цыганскому племени. Всего в Азовском Войске числилось казаков обоего пола свыше 7 000 душ. Правительство в виду упорной Кавказской войны изыскивало различные меры к заселению линии казачьими станицами. Поэтому было предложено и Азовскому Войску переселиться на Кавказ. К 1864 году из состава Войска на линию переселилось свыше 1 065 семейств, которые вошли в состав полков Кубанского казачьего Войска: Урупского и Лабинского и в состав Сунженского полка Терского Войска. Остальных Азовских казаков в числе 6 000 душ обоего пола было предложено в царствование Императора Александра Николаевича перевести в крестьянское сословие, что и было с Высочайшего одобрения приведено в исполнение в 1866 года. Войсковые знамена и капиталы сданы в Кубанское казачье Войско, вся войсковая земля и имущество поступило в казну, офицеры Азовского Войска были причислены к дворянству Екатеринославской губернии и получили в виде награды за службу: штаб-офицеры по 400 десятин, обер-офицеры по 200 десятин, а казаки и урядники по 9 десятин на душу в вечное владение, с перечислением в крестьянское состояние и потерей казачьего звания.
Мои статьи | Просмотров: 1026 | Добавил: hohol | Дата: 28.04.2010 | Комментарии (0)

Бог не может изменить прошлое, но историки могут.

И, должно быть, как раз потому, что иногда они

оказывают эту услугу, Бог терпит их существование.

Сэмюэль Батлер

Когда знаменитая Запорожская Сечь после различных ограничений со стороны правительства, вызванных политическими соображениями, была наконец разрушена в 1775 году, а Запорожское славное Войско разбрелось по всей Украйне, значительная часть казаков не захотела так легко потерять старые права и вольности и сплотившись в общину, уплыла морем в пределы Турции, где приняла подданство у турецкого султана. Султан был очень рад, заполучивши в ряды своей армии таких всемирно известных храбрецов, как Запорожцев (слава о которых гремела по всей Европе до самой Испании. Известно, что морская запорожская ватага в поисках добычи переплыла Средиземное море и достигла, загнанная бурей, берегов испанского города Сарагосы, где и поселилась навсегда). Прибыв в Турцию Запорожцы облюбовали для своего первоначального поселения цветущие берега Дуная, недалеко от впадения его в Черное море, близ турецкой крепости Силистрии. Впрочем, в скором времени Запорожцев, как истых природных моряков, потянуло к морю, тем более, что мирной жизнью внутри страны они тяготились. С разрешения султана они перебрались в самое устье Дуная, кишевшее рыбой, без церемонии выгнали прежних поселенцев этих мест и осели по морскому берегу несколькими поселениями, образовав по старому Запорожскому обычаю свой Кош, выбрали атамана и вернулись к прежнему образу жизни. Места кругом были вольные, богатые рыбой и дичью, море под боком, турки не препятствовали казакам плавать по морю и кое-когда пограбливать Донские областные ведомости № 175/13.08.1913 г. стр. 3 торговцев. Словом, все благоприятствовало казачьему житью, и поэтому в самом непродолжительном времени в новую сечь стали стекаться бывшие ее сыны из Украйны и всякие люди, искавшие воли и беспечного житья. Турки нередко призывали Запорожцев на помощь против своих врагов и отдавали должную дань храбрости своих союзников, достигших к 1803 году уже 10 000 душ. Особенно удивлялись турки верности казаков, которую они оказали при подавлении военного бунта в части турецкой армии. Но против христиан султан опасался посылать Запорожцев, отлично зная, что они не оправдают подобных поручений. Так продолжалось до войны с Россией, на которую Турция напала по наущению Наполеона. Русские войска вступили в пределы Турции и осадили неприятельские крепости. Запорожцы, крепко стоявшие всегда за веру православную и Россию, видя бывшую свою родину в опасности, решили принять ее сторону и помогать русским войскам, забыв старые обиды. Особенно укрепило их в этом намерении жестокое обращение турок с пленными русскими солдатами и казаками, а также встреча на боевом поле Запорожского отряда с Донским казачьим полком, когда, по историческому свидетельству, съехавшиеся на ружейный выстрел две лавы – Запорожского отряда с Донским казачьим полком, –узнали в противной стороне казаков, тотчас же, к немалому удивлению турок и русских войск, бросили стрелять и перемешались между собой, дружески разговаривая, причем многие братски целовались. Донцы расспрашивали о житье-бытье сичевиков и звали обратно в Россию, а Запорожцы со слезами просили рассказать, как живут на Украйне и что делается в „христианской земле”. Следствием всего этого было решение вернуться в Россию „на тихия воды, на ясныя зори – в край веселый, степ широкий”. Перейдя полным составом в ряды русской армии, к немалой досаде турков, Запорожцы, названные русскими солдатами Буджакскими казаками, добросовестно били своих недавних союзников – неверных басурман, и получили полное прощение от Императора Александра Первого за побег в Турцию. По окончании войны многие Буджакские казаки захотели переселиться к своим прежним товарищам в Черноморию, а остальная часть с разрешения правительства поселилась на казенных землях в Бессарабии, причем перешла в ведение гражданского начальство и управлялась наравне с податным сословием свободного состояния. Так продолжалось до новой турецкой войны, вспыхнувшей в 1828 году и потребовавшей значительных расходов из наличности русской казны, и без того неособенно богатой. Поэтому правительство было озабочено привлечением в ряды армии возможно большего количества казаков, как наиболее дешевого и по военным качествам стоящего выше регулярных солдат войска. Буджакским казакам было предложено возвращение к казачьему званию и положению, на что бывшие Запорожцы изъявили свое полное согласие и желание.
Мои статьи | Просмотров: 1207 | Добавил: hohol | Дата: 28.04.2010 | Комментарии (0)

Правда и ложь Северного Приазовья. Кто был первым в Приазовье? Запорожские казаки ХVІ век 1775 год или Кошевой задунайских казаков Гладкий XVII век 1825 год? Кто он: герой( генрал , дворянин, получивший свои регалии от Николая І ) тысячи казаков, воевавших на стороне России против турок или- предатель , оставивший за Дунаем 9-14 тысяч казаков с семьями, которых подверг резне султанских янычар. Решать Вам, читатели!Некоторые местные" историки" делают из него идола-героя , основателя пос. Володарское(бывшее село Свято-Никольское). Хотя по историческим документам никакого отношения к этому полковник Гладкий не имеет. Он даже здесь и не проезжал!А заселила эти места казаками генерала Гладкого ;Николай І , чтобы они надзирали за переселенцами из Крыма (греко-элинцами и греко-татарами) , которые часто бунтовали , хотели вернуться на родину в Крым.

Мои статьи | Просмотров: 3546 | Добавил: hohol | Дата: 28.04.2010 | Комментарии (0)


: «Не завидую никому — ни панам, ани царю. Богу своему святому я за всё благодарю! Хотя титлом и не славен, но жизнь весело веду, У дилах своих исправен, я вовик не пропаду».

Мои статьи | Просмотров: 1368 | Добавил: hohol | Дата: 28.04.2010 | Комментарии (0)

Происхождение самого слова «Казак» имеет несколько гипотез. Слово «Казак « существовала издревле в языках многих народов Востока средней и малой Азии, Кавказа. У персов –казак- стоящий на службе и оплачиваемый казной. У арабов- всадник, сражающийся за веру и законы пророка. У монгол- свободный воин, крепкий оплот, страж границ. В обобщенном варианте -это вольный человек. Вольные люди собираясь вместе для более успешного выживания и стали называться казаками. Часто они жили разбойным промыслом, были храбрые и отчаянные воины. Эти качества и определили их дальнейшую служивую судьбу. Происхождение слова «Атаман» имеет несколько гипотез. 1 От германских разбойничьих ватаг. Их главари назывались ваттманы ( отсюда казачья транскрипция- атаман). 2. От монгольского слова существовавшего в их военном обиходе- отец-командир. Так назывались темники -полевые командиры татаро-монгольских войск. Военачальники поселений «Ордынской Руси» не носили монголо-татарских титулов: князей,( кон-аз) беков и пр., а назывались воеводами , темниками и урядниками. Современные исследователи слова «Атаман» считают, что оно происходит от слияния двух монгольских слов: «ата»-батя или отец; и «темен» или темник- отец –командир. Получается – атамен- отец, военноначальник. Таким образом слова «атаман» осталось от Ордынской Руси, как и слово «гетман» на Украине. (Энциклопедия русского языка. Горячев. Исторические исследования свидетельствуют о том, что во времена Золотой орды казачьи соединения участвовали в татаро-монгольских походах. Казачьи поселения в Диком поле существовали за долго до нашествия татаро- монгол. С распадом Золотой Орды Русские князья начинают привлекать казаков для охраны границ и выполнения других служивых функций. За свою службу русским князьям казаки получали награду в виде земель, свободного проживания и самоуправления по своим обычаям и уставам. Уже в те далёкие времена у казаков формируется особая форма самоуправления, которую на современном языке можно назвать уникальной демократией. Выборность своих командиров осуществлялась на казачьем круге, казачье войско полностью обеспечивало провиантом семьи погибших казаков, помогало снаряжением, обрабатывало земельные наделы пострадавших семей
Мои статьи | Просмотров: 3619 | Добавил: hohol | Дата: 28.04.2010 | Комментарии (0)


Сабля - рубящее или рубяще-колющее холодное оружие с искривленным однолезвийным клинком с долами или без них. Сочетание кривизны клинка со значительным отдалением центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражаемого пространства. Эта особенность сабли была наиболее эффективна при клинках из твердых сталей, обладающих большой упругостью и вязкостью. Сабля появилась на Востоке и получила широкое распространение у кочевников Восточной Европы и Средней Азии в VII-VIII вв. С этого периода сабля - рубяще-колющее оружие. С XIV в. сабля приобрела свойства преимущественно рубящего оружия (относительно малая масса, большая кривизна клинка - до 140 мм). В европейских армиях XVIII-XIX вв. сабли имели клинки средней кривизны (45-65 мм). Эфесы в XVIII в. простые (с крестовиной, перекрестьем и передней дужкой), в XIX в., как правило, с громоздкими гардами из нескольких дужек. Ножны с начала XIX в. обычно металлические . На Руси сабля известна с IX в., а с XIV в. она становится господствующим видом холодного оружия. В XV-XVIIвв. самыми разнообразными саблями были вооружены воины русской поместной конницы, стрельцы, казаки. В 1700-1711 гг. сабли наряду с палашом и шпагами состояли на вооружении драгун. Затем только на вооружении иррегулярных частей - донских и малороссийских казаков, а также отдельных гусарских формирований, существовавших на протяжении XVIII в. В последней четверти XVIII в. на вооружении драгун были сабли с эфесом палашного типа и клинком незначительной кривизны. Для русской гусарской (или легкокавалерийской) сабли XVIII - начала XIX в. характерны: широкий, средней кривизны, клинок с елманью, простой эфес с передней дужкой, переходящей под прямым углом в крестовину с перекрестьем. На протяжении XIX в. на вооружение русской армии последовательно принимался целый ряд образцов кавалерийских и пехотных сабель, незначительно отличавшихся друг от друга. Например, все пехотные офицерские сабли, принимавшиеся на вооружение после 1826 г., представляли собой те или иные более ранние образцы офицерского холодного оружия, к которым вводились новые ножны. В 1909 г. приказом по военному ведомству № 409 казакам всех казачьих частей было разрешено нести службу с "дедовским оружием", то есть с холодным оружием, перешедшим по наследству от предков. Такое решение отразилось и на вооружении гвардейских казачьих полков, в которых были выработаны и приняты для ношения вне строя свои образцы офицерских сабель, названные клычами. Известно четыре таких образца: клыч л.-гв. Казачьего полка, клыч л.-гв. Атаманского полка, клыч л.-гв. 6-й Донской казачьей батареи гвардейской конной артиллерии и клыч Уральской сотни л.-гв. Сводно-Казачьего полка. Эти клычи повторяли по форме и стилю украшения ножен легкокавалерийские и казачьи сабли конца XVIII - начала XIX в.

Мои статьи | Просмотров: 2916 | Добавил: hohol | Дата: 18.04.2010 | Комментарии (0)

Сабля — рубящее оружие с изогнутым клинком. Оно может быть и колющим, когда конец клинка оттачивается на десять сантиметров с обеих сторон. Сабля появилась на Востоке и получила широкое распространение у кочевников Восточной Европы и Средней Азии в VII-VIII вв. С этого периода сабля — рубяще-колющее оружие. с XIV в. сабля приобрела свойства преймущественно рубящего оружия, имевшего относительно малую массу и большую кривизну клинка. Сочетание кривизны клинка со значительным отдалением центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражаемого пространства. Эта особенность сабли была наиболее эфективна в случае применения клинков из твердых сталей, обладавших большой упругостью и вязкостью. В 1700–1711 гг. сабли наряду с палашами и шпагами состояли на оворужении драгун. В последней четверти XVIII в. на вооружении драгун были сабли с эфесом палашного типа и клинком незначительной кривизны. Для русской гусарской армии сабли XVIII — начала XIX в. характерны: широкий средней кривизны клинок с эмалью, простой эфес с передней дужкой, переходящей под прямым углом в крестовину с перекрестьем. Сабля: · Легкокавалерийская · Морская · Кавалерийская · Пехотная · Драгунская

Мои статьи | Просмотров: 3686 | Добавил: hohol | Дата: 18.04.2010 | Комментарии (0)

1-10 11-20 ... 141-150 151-160 161-168
Приветствую Вас Гость